Неделя скорости: Трек Шарад

Легенда, увековеченная в кино. Его боятся даже пилоты Ф-1, а теперь его оккупировали мы

Даже имя у этого трека странноватое. И когда Пирс Уорд рассказал, куда мы поедем в этом году, мое плечо сжала костлявая рука страха. Трасса больше известна под названием Клермон-Ферран: горки и спуски, скоростные участки, тесные шпильки, не говоря уже о бетонных стенах. В наших ежегодных покатушках мы сталкиваемся с двумя проблемами.

Первая: кому-нибудь не хватает мастерства, и он разбивает машину. Вторая: шины стираются быстрее, чем самые мягкие Pirelli на болиде 2013 года. Изучая трассу Шарад перед выездом, мы решили, что тут возможны оба сценария. Уф...

Трасса просто поразительная! С пит-лейн ты попадаешь в самый страшный поворот на свете (1) – но, подобно Пэддок-Хилл на Брендс-Хэтч, от раза к разу он становится все менее страшным. Но все равно он очень сложный, особенно если слегка отпустить газ в середине поворота и положиться на баланс (или его отсутствие). Потом длинный прямик до Мансона, довольно медленной, слегка разогнутой шпильки под вторую передачу. В ней передок всегда сносит, какую бы тактику ты ни выбрал. Это самый худший поворот на трассе.

Неделя скорости: Трек Шарад

Стига не страшат ни бетонные стены, ни репутация агрессора. Он боится только печенья

Потом пологий спуск в фантастическую шикану (2): на входе цепляешь поребрик и берешь пошире на выходе, чтобы увидеть вход в следующий поворот, коварный зигзаг лево/право на очередной крутой горке. Его трудно освоить, в середине даже есть участок с отрицательным бэнкингом, и на нем влегкую улетишь с траектории перед входом в Шарад (3).

Хуже всего, что этот вираж не виден, и не важно, в который раз ты к нему подходишь – мозг каждый раз уверяет тебя, что впереди прямая. Приходится резко бить по тормозам и бросать машину в короткий сложный правый, а потом в такой же сложный левый. Здесь очень легко уйти в занос, и, надо сказать, он стал нашим основным виражом для дрифта.

Потом надо пораньше втопить газ на выходе и смелее гнать вниз, в шпильку Шампо (4). Ее тоже сложно пройти чисто, пока не осознаешь, когда можно отпустить тормоз. Вход тут поздний, и можно отлично проверить, как держит передок. Оставайтесь тут на второй, и из апекса входите в следующий поворот, скоростной левый (5). Потом сразу на третью и – вправо на самый скоростной участок трассы: длинный, пологий посередине подъем с намеком на апекс. На каждой из наших машин это все просто фантастика. Смелее дави на газ – можно разогнаться до 200!

Неделя скорости: Трек Шарад

Затем – тормоз, быстро переключаемся с пятой на вторую перед Пти-Пон (подрулевые переключатели здесь – самое оно): сложный левый с отрицательным бэнкингом, он сразу переходит в еще более заковыристый правый с таким же профилем, на подъеме – тут только на второй. Это шпилька Мальборо. Идиота, не удержавшего передок, или слишком самоуверенного аса, сорвавшего корму, ждет в ней бетонная стена. Очень серьезный поворот, и кажется, что его просто невозможно пройти чисто.

С пит-лейн ты попадаешь в самый страшный поворот на свете

Как знает каждый, кто гонял по треку, хорошее время можно получить только в том случае, если вход, апекс и выход оптимальны. На оставшемся участке Шарада, когда уже близка финишная прямая, с этим еще сложнее. Теде – захватывающий поворот: левый на подъеме, а на выходе – четкий переход в широкий правый. С первого же раза он требует полной концентрации. Здесь главное – контролировать машину под тягой, когда снова направляешься на спуск в Розье (6). Это вираж для второй передачи, переходящий в главную прямую широкой дугой, и в нем очень велика возможность встретить стену. Снова.

КАРАВАН ИСТОРИИ
Вспомним героев прошлого

Неделя скорости: Трек Шарад
Неделя скорости: Трек Шарад

Трасса Шарад на окраине Клермон-Феррана, также известная как Луи Розье, до сих пор пленяет присущей трекам 60-х и 70-х особой атмосферой, хотя давно уже перестала принимать у себя Гран-при “Формулы-1”. Открылась она в 1958 году, здесь проходили мотогонки, “Формула-2” и кубки Оверни. В 1965 году трасса заменила Реймс и приняла Гран-при Франции. В тот год победил Джим Кларк на Lotus, а в 1969 и 1971 годах – Джеки Стюарт на Matra и Tyrrell.

Местность, на которой лежит Шарад, холмистая. Бельгийский пилот, ас гонок на Ferrari Оливье Жандебьен говорил, что по сложности рельефа она находится где-то между Нюрбургрингом и Спа. Большинство пилотов ее любили, она никого не оставила равнодушным. Денни Хьюлм, говорят, жаловался, что его укачивает на спусках и подъемах, и катался в шлеме без забрала – на случай, если стошнит. В 1972 году на Шараде закончилась карьера пилота “Формулы-1”, нынешнего консультанта Red Bull Хельмута Марко: камень из-под колеса Lotus Эмерсона Фиттипальди выбил ему глаз.

Крис Амон на этой трассе не побеждал, но на старом треке Гран- при он поставил рекорд, который держится до сих пор: 2 минуты 53 секунды, средняя скорость 167 км/ч. Круто! Гонки закрыли в 1988 году, и в период с 1989 по 1999-й трассу укоротили и перестроили. Но ловушки на ней по-прежнему очень скромные, и пилоты не позволяют себе лишнего.

ГРАН-ПРИ
Погоняли? Теперь смотрим кино...

Неделя скорости: Трек Шарад
Неделя скорости: Трек Шарад

До “Гонки” Рона Ховарда “Гран-при” 1966 года Джона Франкенхаймера оставался единственным правильным фильмом об автогонках. Франкенхаймер любил автомобили и был мастером автопогонь в кино. Для “Гран-при” он создал новые камеры и уникальные операторские автомобили (в том числе модернизированный Ford GT40). Фильм получил три “Оскара” за технические достижения: большая удача, так как слабый сюжет и не слишком убедительная актерская игра явно недотягивали.

Однако там снялись Джеймс Гарднер, Ева Мари Сейнт, Ив Монтан и Тасиро Мифунэ. Мелькнули на экране и легенды “Формулы-1” – Грэм Хилл и Фил Хилл. Сияла француженка Франсуаза Харди (слева). А многие из лучших сцен были сняты на трассе Шарад. Это шедевр своего времени, его стоит отыскать и посмотреть.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ

Что скажете?

Комментировать 0