Супертест: Mini vs Toyota iQ

С появлением Toyota iQ мини снова вошло в моду. Мы уже видели такую революцию с Mini...

Это – как переворот, как озарение, вспышка света в темном царстве. Стоило кому-то свернуть пространство в новые интересные и полезные объемы, выжать сантиметры из неиспользованных пустот кузова, как публика враз засуетилась. Скучный раздел автомобильного дизайна – компоновка – в одночасье стал очень модным. Теперь о нем модно знать, и мнение иметь. Мы как-то внезапно попали в мир, где Toyota iQ стала очень интересной машиной (по крайней мере, с точки зрения интеллекта).

Серьезно. Длиной iQ – менее трех метров. Но может разместить трех с половиной человек в относительном комфорте. И едет не так, будто подвеска у нее родилась уже мертвой – даже увлекает. Современная? А то! Toyota использует японское слово “какушин”, что значит “переворот” или “радикальная инновация”. Но, купаясь в лучах эксцентричного блеска японской Toyota, мы должны помнить, что Гуру Минимализма исполнилось уже 50 лет. И одноименное учение родилось в Англии… Оригинальные компоновочные решения? Так вот же они, в Mini!

Супертест: Mini vs Toyota iQ

Конечно, перед Mini стояло гораздо меньше нормативных барьеров, чем перед iQ. И создать сейчас умную малолитражку гораздо сложнее, чем в 50-х. iQ короче, чем Mini, чуть шире и выше. И весит на 230 кг больше. Mini 1959 года почти рекордно легок – 617 кг. Но у iQ имеются девять подушек безопасности, кондиционер, стереомагнитола, ABS, EBD. Он выдержит удар не только теннисного шарика, и пассажиров не расплющит. Толщина стоек в Mini недвусмысленно указывает на то, как он повел бы себя в испытании EuroNCAP. А iQ пришлось с самого начала разрабатывать под пять звезд EuroNCAP. Так что тут у нас сравнение не двух конкретных автомобилей, а двух идеологий.

Итак, отдаем дань чистому мастерству, восхваляя смелое применение науки о том, как сделать хорошее маленьким. Науки, которую так нещадно эксплуатировали в Toyota, создавая iQ. Возьмем основной аспект – расположение главных агрегатов. И Mini, и iQ ищут решение очень специфической задачи – максимум полезного объема салона при минимальном внешнем размере. Это значит, что любую съедающую место деталь нужно скукожить, сжать, минимизировать до голой сущности. Никаких пустот, ноль жирка.

Дизайнер Mini Алекс Иссигонис в свое время совершил прорыв, выбрав переднемоторную переднеприводную компоновку. Для 1956 года – революционную: до него с этим лишь слегка флиртовал Citroen. Четырехцилиндровый двигатель BMC A-Series стоял поперечно, 4-ступенчатую трансмиссию упаковали в картер мотора, а смазывалась она его же маслом. Почему так? Да просто двигатель и коробка уместились в пространство размером с ящик пива. А 80% объема первого Mini высвободилось для людей и вещей.

Супертест: Mini vs Toyota iQ

Посмотрите на рентген: конструкция Mini – все ради человека. Спереди двигатель и коробка, радиатор вынесен в колесную арку, а далее – свободное пространство до самой задней подвески. Передняя подвеска выглядит странновато, верно – это, в сущности, набор компактных резиновых конусов, при думанный доктором Алексом Моултоном, одним из друзей Иссигониса. Она, как и все в Mini и iQ, призвана быть мак симально эффективной при минимуме занимаемого места.

iQ следует тем же правилам, хотя идет несколько другим путем. Его маленький 3-цилиндровый мотор тоже стоит поперечно. Привод на передние колеса, как и у Mini. Коробку инженеры Toyota поставили рядом, установив дифференциал перед двигателем. Опять-таки чтобы минимизировать объем, занимаемый железками, и свесы. Даже при этом в моторном отсеке iQ полно места: сам движок всего 30,5 см в длину и 20,3 см в высоту.

Супертест: Mini vs Toyota iQ
Mini

Обратите внимание на сложность архитектуры iQ по сравнению с Mini – даже при относительно простой торсионной подвеске. Посмотрите, сколько в нее всего напихали. И какой плотно напичканной Toyota выглядит по сравнению с Mini. Бруски в линии крыши – подушки безопасности, толстые линии – специальные зоны кузова, которые рассеивают энергию мощного удара, отводя его от пассажиров. При аналогичном ударе в Mini же люди просто превратились бы в паштет.

Супертест: Mini vs Toyota iQ
Toyota iQ

Взгляните, где находятся колеса относительно кузова: они разнесены по углам, свесы минимальные. Toyota называет это “суперпостановкой”. Любой, кто хоть что-то понимает в физике, скажет, что такое расположение колес улучшает управляемость. А теперь – Mini. Понятно, почему он выиграл четыре ралли Монте-Карло? Вот-вот, у него тоже та самая “суперпостановка”. В пятидесятые-то!

Параллели на этом не заканчиваются. У большинства машин – объемистые топливные баки под сиденьями, а у iQ – плоский бак толщиной 5 см, расположенный под днищем (темная масса перед задними колесами). Он снижает центр тяжести и увеличивает пассажирскую зону. Внутри – специальные тонкие сиденья, компактный кондиционер, коротенький рулевой вал и окна со стеклами без рамок, чтобы плечам было свободнее.

У Mini тот же строгий и элегантный дизайн – с оглядкой на технологии того времени. Сиденья маленькие и тонкие. Нет кондиционера, а рулевая система проста и компактна. Окна сдвижные: они не только увеличивают пространство для плеч, но и позволяют сделать в дверце квадратный карман, в который, по легенде, должна входить квадратная бутылка любимого напитка Иссигониса – Gordon’s Gin.

Супертест: Mini vs Toyota iQ

Прозрачные панели кузова – одна из отброшенных идей

Задние сиденья iQ складываются, образуя плоскость и тем самым упрощая погрузку. У Mini дверь багажника подвешена на нижних петлях, что позволяло использовать открытую дверь как полку, если нужно везти чемодан. Поскольку открытая дверь багажника закрывала номер, сделали так, чтобы при открывании дверцы рамка с ним повисала вертикально, становясь видимой. Просто и изящно. От этого отказались, только когда обнаружили, что через открытый багажник выхлопные газы тянет в салон и пассажиры травятся. С современной Toyota такого не случится.

Таким образом, мы получаем, что iQ – ни разу не новая идеология. И не новое изобретение. А просто блестящий японский ремикс основополагающей английской классики, исключительно близкий ей по духу. Smart заявляет, что современный Mini – это он. Нет, настоящий последователь – это iQ! Если бы Иссигонис реализовывал свои концепции в наше время и создавал Mini в 2008-м, он вышел бы очень похожим на Toyota iQ.

ТЕКСТ: ТОМ ФОРД / ФОТО: RAPISCAN

Что скажете?

Комментировать 0