Битва карданов: 2x4 vs 4x4

У большинства автомобилей четыре колеса. А сколько из них должны быть ведущими? Ответ не так уж прост, поверьте

Полный привод – он как соль. Иногда она очень нужна: например, к помидорам или картошке фри. Иногда (к пирожным и клубнике) – абсолютно лишняя. Но интереснее всего те случаи, когда соль придает неожиданный и неоднозначный привкус. Например, с шоколадом.

К помидорам и картошке вопросов нет. По-автомобильному это значит, что нужна или проходимость на бездорожье, или – при супермощности – управляемость в условиях неважного сцепления. Тут польза полного привода очевидна. А если все наоборот, полный привод не в тему: эклеры солить – только портить. На серьезном трековом спорткаре, например, он лишает управляемость прозрачности и утяжеляет машину. На обычном компакт­ном хэтчбеке напрасно жрет место, деньги, топливо и мощность. Эти случаи тоже не обсуждаются. А вот шоколадные дела любопытны.

Битва карданов: 2x4 vs 4x4
Внимание, правильное применение заднего привода вызывает забавные гримасы!

Вы уже прочитали парный тест двух зверски мощных универсалов? У заднеприводного Mercedes E63 острее руль, и он лучше поджаривает шины (задние, конечно) в дымном дрифте. А полноприводный Audi RS6 эффективнее использует мощность в крутых поворотах и на мокрой дороге.

Вообще-то спортивные полноприводные машины совершенствуются. Наш RS6 показывает, как более легкие турбомоторы и алюминий в кузове уменьшают снос передней оси в медленном повороте у машины с тяжелым передком. В Nissan GT-R развесовка по осям оптимизирована за счет расположенной сзади коробки. У Ferrari FF есть вторая суперлегкая двухступенчатая коробка для передней оси, с фрикционами. 911 Сarrera 4 всего на 50 кг тяжелее Сarrera 2, и развесовка у него лучше: корма относительно более легкая. У всех этих машин имеются умные системы распределения момента с активными дифференциалами. Они перебрасывают крутящий момент между осями и колесами. Вперед-назад и влево-вправо, убирая недостаточную поворачиваемость и помогая справиться с пугающими срывами задней оси.

Особенно яркий пример – Porsche и Ferrari. В поколении 964 заднеприводный 911-й по управляемости был, пожалуй, чересчур интересным, а 964 Carrera 4 – скучным (менее информативным, с тяжелым передком). Постепенно, через несколько поколений, недостатки Carrera 2 искоренили. Carrera 4, казалось бы, стал уже ненужным. Но знае­те что? Carrera 4 почти не отличается от заднеприводного на сухом асфальте, зато на мокром явно лучше держит дорогу и едет устойчивее. А теперь честно спросите себя: так ли обязательно зарубаться на заднем приводе?

Если же взять супермощный аппарат, Ferrari V12 например, то мы увидим, что на мокрой дороге он до смешного зависим от трекшн-контроля. Он – для особых случаев, когда настроение хорошее и небо чистое. А Ferrari FF позиционируют как транспорт на каждый день: больше сидений, больше багажник, лучше едет по мокрому. Но, честно говоря, на открытых сухих горных виражах я не заметил, что характер Ferrari в FF размывался бы вклинившимся между мной и передними шинами полным приводом. Когда он работает, то информативность отличная, а когда не нужен, его и нет.

Чем выше динамика, тем очевиднее необходимость полного привода

Если обобщить, то выходит, что чем динамичнее тачка, тем очевиднее ответ. Хотите практичный и управляемый автомобиль? Берите полный привод. Хочется поучаствовать в процессе и ­пощекотать себе нервы? Тогда задний. А если два ведущих колеса передние, то планка мощности, при которой можно обойтись без 4х4, опускается ниже. Для горячего турбо-хэтча критической будет отметка в 250 л.с. Или еще меньше.

Конечно, все, что полезно современному полноприводному автомобилю, пригодится и задне-, и переднеприводным. Оптимальная развесовка, умные дифференциалы, деликатные системы курсовой стабилизации, адаптивные амортизаторы, стабилизаторы поперечной устойчивости – все это улучшает сцепление и управляемость. И, главное, шины, которые тоже становятся все лучше.

Битва карданов: 2x4 vs 4x4

Решающую роль шины играют там, где полный привод традиционно в почете. К примеру, на внедорожниках. Но большинство автомобилистов уже осознали, что проходимость танка им не особо-то и нужна, и пересели в переднеприводные кроссоверы. Мотив – цена и расход топлива. Передний привод в кроссовере на современных всесезонных шинах плюс специально настроенный трекшн-контроль в большинстве случаев машину из грязи вытянет. Полный остается тем, кто месит грязь на джиперских покатушках или штурмует целину.

А ведь в помощь переднему есть еще и электрический задний привод, как у гибридных Lexus RX или Peugeot 3008. Да, электромоторчики хиловаты, но если под колесами скользко, то больше мощности шинам все равно не освоить. На ­скользком – вариант удивительно эффективный, хотя и необычный. Как подсоленный острый шоколад, мне кажется.

ТЕКСТ: ПОЛ ХОРРЕЛ

Темы:

tech

Что скажете?

Комментировать 0