BAC Mono

Любите одиночество? Ненавидите людей? Садитесь в одноместный BAC Mono и отправляйтесь в самую дикую пустыню Америки

За все долгие годы в английском автопроме вывелось немало недоразумений. Мечтатели в розовых очках приходили и уходили. Иногда, прежде чем приставы являлись описывать имущество, успевали даже выпустить несколько машин. Однако среди основателей BAC Mono таких нет. Более того, их едва оперившаяся компания активно развивается. Мы в TopGear известные Mono-маньяки, а номер, посвященный лучшему в Великобритании, без этой тачки просто немыслим.

И вот я мчу на BAC Mono к окутанному дымкой -горизонту, шуруя рычагом гоночной секвентальной коробки F3, как работал кулаками Мухаммед Али в бою с Джорджем Форманом. Горячий воздух пустыни яростно хлещет по шлему, и от избытка эмоций я ору себе в забрало: “Уа-а-а-а!” Долина Смерти вдруг оказывается самым прекрасным местом на голубой (хотя здесь она – красная) планете. Все даже лучше, чем я ожидал. Безумный автомобиль в безумном месте!

BAC Mono

С тех двух банзайских кругов по Дансфолду на прошлогодней Неделе Скорости я был одержим идеей сгонять на BAC Mono в Долину Смерти. Почему? Ну, смотрите: Mono – уникально, конкретно, однозначно эгоистичный автомобиль. В нем есть только то, что помогает ему быстро ехать, классно управляться и обеспечивает терпимый ход. Больше ничего. Nada. Ноль. И есть Долина Смерти.

Да, здесь жарко: в 1913 году тут было 56,7° С, а совсем недавно (в июле прошлого года) здесь зафиксировали среднесуточную температуру в 47,5° С. Это самая высокая среднесуточная температура на Земле. Даже в начале марта термометр показывает около 27° C (точно как сегодня). А названия тут – как из пародии Джадда Апатоу на ковбойский фильм: “Гнилое озеро”, “Раскаленный ручей”, “Врата ада”. Право, есть все-таки нечто карикатурное в этой жути.

А вообще тут потрясающе, необыкновенно красиво. По крайней мере, так я пообещал команде BAC, которая вместе с их американским дилером Шину Мейплтоном привезла единственный в Северной Америке Mono на гоночную трассу Спринг-Маунтин на окраине Лас-Вегаса. Фирма Шину, Sector 111, находится в 560 км отсюда, в Темекуле, штат Калифорния. Они продают Ariel и Lotus и тюнингуют их. В Англии это нишевые бренды, но спрос на легкие и спартанские английские спорткары на американском рынке, оказывается, немалый. Что ж, у них хотя бы погода подходящая.

BAC Mono

А уж Mono – вообще другой уровень. Ян и Нейл в автоиндустрии давно: первый – дизайнер (делал яхты, интерьеры отелей и зубные щетки для салонов первого класса в самолетах), второй – инженер-консультант и директор проектов в крупных концернах (включая Porsche, Bentley и Ford). Mono сначала был отдушиной, вроде вариации на тему “Если бы Carlsberg делал автомобили для трека”. Но братья Бриггс немного увлеклись и сделали его по-настоящему. И пробудили острый интерес.

Mono – мечта человека, одержимого мелочами. На него уходит 300 алюминиевых болванок, у него 41 карбоновая деталь, и компания работает с сотней английских узкоспециализированных поставщиков.

BAC Mono
BAC Mono
BAC Mono

Автомобиль нельзя назвать красивым в традиционном смысле, но он несомненно прекрасен и сделан необычно качественно для доморощенной мизерной серии. “Автомобильные дизайнеры говорят о наполнении формы объемом. А я хотел объем из машины убрать. Ничто не скрывает, что это просто набор железок, и больше ничего. Впереди есть панели кузова, но сзади их минимум. Как на современном супербайке”, – объясняет Ян. Замечательно, что Ян вспоминает чудесный ролик Криса Каннингема для песни Бьорк “All is Full of Love”. И соглашается, что кузов Mono, который довольно легко снимается, можно повесить в Тейт Модерн – как шедевр промышленного дизайна.

BAC Mono

Этот аппарат уже продали (в США он стоит целых $175 000). И сюда он прибыл на автовозе. Осторожно спущенный на дорогу, BAC выглядел сюрреалистично, но сразу вписался в здешнюю природу. Mono и на Марсе, с логотипом NASA на воздушном фильтре, пришелся бы к месту. Мы на краю Бейсуотер-Бейзин, жутковатой впадины, известной главным образом тем, что это самое низкое место в Северной Америке: 86 м ниже уровня моря. И снова вспоминается Апатоу, потому что эту часть прозвали “Площадка для дьявольского гольфа”. Кристаллы соли в огромных залежах потрескивают металлически, как горячий металл выхлопных труб, остывая и сжимаясь. Все пространство усеяно мириадами крошечных соляных столбиков.

BAC Mono

Такая машина, как Mono, здесь сразу становится понятнее. Те, кто поверхностно судит об Америке, считают, что ее асфальт не доставит радости истинному пилоту – особенно в пустыне, которая раскинулась на сотни километров. Но среди великолепных бесконечных прямых, дрожащих в жарком мареве, попадаются отличные повороты с неправильным уклоном, неожиданные горки и ухабы. А встречные машины попадаются тут раз в 24 года. Обычно это неторопливые кемперы активных пенсионерок в лиловых буклях.

Да, в Mono, в какой цвет ни красься, приличную прическу сохранить невозможно: крыши-то нет! Как только заберешься в водительское сиденье (с большим трудом) и пристегнешься, будет вполне комфортно. Как во всех одноместниках – несмотря на то, что нежные части тела вначале будут протестовать. Качество салона, затянутого непромокаемой синтетической замшей, не умаляет гоночного характера машины. Ты сидишь практически на полу.

BAC Mono

Нажмешь кнопку “М” в центре руля (дорогого и хайтекового, с кучей табло и кнопок), и 2,3-литровый 4-цилиндровый Cosworth угрюмо рявкнет и проснется. Выжимаем сцепление, включаем первую – поехали! Это легко. Пусть его механические мышцы и суставы прогреются и разомнутся, и тогда можно жать на Play. Важны только два числа: 280 коней и 540 кг. Если на Mono втопить до отказа, то сразу поймешь, каково было Феликсу Баумгартнеру, когда он спрыгнул с аэростата.

Мимо пролетает соляное дно Бэдуотера, а ты пытаешься отфильтровать информацию, которую на тебя обрушивает Mono: изумительно чувствительный руль, замечательные тормоза, все идеально линейное. И понимаешь, что при такой маленькой массе все можно делать гораздо позже, чем в обычном быстром автомобиле. А ход при этом отличный! Это самый живой и говорящий автомобиль, который не дробит позвоночник и в котором ты не чувствуешь себя уязвимым, открытым всем стихиям.

BAC Mono

У Mono необычно большой ход подвески, но автомобиль точен, как скальпель. Нет чудовищной прижимной силы, нет внезапного перехода от механического сцепления к аэродинамическому. А самый класс, что автомобиль удивительно дружелюбен на любой скорости и при любой погоде. Выглядит устрашающе, а на самом деле идеально покладист.

Куда дальше? Я еду в глубь Долины Смерти, к Фернес-Крик, а потом вверх до Забриски-Пойнт. BAC доказал, что лунная поверхность для него – самое то. Как тогда насчет полувнедорожника Baja 1000? Может быть, с новой 350-сильной турбо-“четверкой” AMG? Не такая уж это несбыточная мечта.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ / ФОТО: УЭББ БЛАНДЛ

Что скажете?

Комментировать 0