Bloodhound: это будет быстро

Интернет. Графен. Паровой двигатель. Любители повозиться с железками у себя в сарае прославили Британию. Но можно ли назвать их “любителями”?
Bloodhound: это будет быстро
Интернет. Графен. Паровой двигатель. Любители повозиться с железками у себя в сарае прославили Британию. Но можно ли назвать их “любителями”?

Bloodhound обретает форму. Пока не окончательную. Листовой металл скрепляют винтовыми зажимами, верхняя деталь перевернута, в ней сверлят дыры. Но каждая деталь, а к концу года (будем надеяться) их доделают все, поможет установить новый рекорд скорости на суше.

В планах разгон до 1600 км/ч. Планка 2013 года – 1300-1400 км/ч. Сейчас это кажется серьезной задачей. Bloodhound – не глобальная корпорация с безграничными ресурсами на разработку и бездонным бюджетом. Нет, это горстка людей в небольшом ангаре в Бристоле.

Главный источник денег – спонсорство, Bloodhound не шикует. Большая радость, когда что-то дарят. Например, мотор от Eurofighter Typhoon. И парочку про запас. На всякий случай. Да, у кого-то тут хорошие связи.

Скромная команда готовит великий прорыв в неизвестное, преследуя до смешного простую цель – построить автомобиль и развить на нем 1600 км/ч. Такого никто никогда еще не делал.

Bloodhound: это будет быстро

Bloodhound: вверх ногами и задом наперед. Для ракетного двигателя приготовлена большая дыра на конце

Все это похвально, и TG искренне аплодирует таким высоким целям. Но все-таки главное, чтобы все получилось. Они работают уже шесть лет. За шесть лет конструкцию меняли десять раз и не раз уже строили в металле. Компьютерная графика – ключевой инструмент. “Я работаю тут 13 месяцев, – говорит бывший конструктор Williams F1, а ныне ответственный за «скелет» Bloodhound Марк Элвин. – И за все это время эта – первая окончательно готовая деталь”. Рулевая рейка. Столько труда, а не будет даже усилителя. “Мы можем поставить электронасос, если надо будет, но Энди хочет получить как можно более точную связь”.

Неудивительно, что команда не хочет повторять ошибку Thrust SSC, когда Грину пришлось выходить из заноса на скорости 998 км/ч. Теперь рулить будут передние колеса. Они весят по 100 кг каждое, выштампованы из цельного алюминия на 30 000-тонном прессе Fuchs. (Да, та самая марка легендарных дисков Porsche 70-х.) При успешном разгоне они будут вращаться со скоростью более 10 200 об/мин, по 170 оборотов в секунду. Это будут самые быстро вращающиеся колеса в истории, и на каждое колесо будет действовать 50 000 g. Подсчитав кое-что, мы выяснили, что теоретически при максимальных оборотах масса колеса составит 4500 тонн. Наверное, что-то напутали. Все равно, подумать страшно, что будет, если колесо отвалится на ходу.

Хотя это вряд ли. Скорее уж, если поверхность не будет ­идеально гладкой, маленькие камушки могут продавить колесо из-за гравитации. Думаете, я шучу? Такое было на Thrust SSC…

Bloodhound: это будет быстро
Передняя часть будет карбоново-алюминиевой

Тормоза. Команда Bloodhound рассчитала, что после того, как свою работу сделают воздушный тормоз и парашюты, карбоновым тормозам, сделанным по формульной технологии, придется остановить 7786-килограммовую махину со скорости 320 км/ч. Это подтвердили тесты. Скорости в­ращения колес противостоять дискам... Вот этого они и не смогли. Взрыв был великолепен! Глава отдела конструирования агрегатов Брайан Кумбс сметал обрывки и крошки в совок, извиняясь перед сотрудниками, чью лабораторию он разнес в куски.

Карбоновый кузов уже здесь – первый вариант. Как и многое другое, он пойдет в дело. В нем будут выстраивать внутренность кокпита. Вокруг валяются каркасы сидений: одно от болида NASCAR, другое – из A1 GP. Внутри куски фанеры и картона примотаны скотчем и привинчены приблизительно так, как будут стоять. Неважно, насколько потрясающим будет конечный продукт, на первом этапе все делается из того, что под руку попало.

Но без кустарных поделок не обойдется и потом. Команда искала механизм, с помощью которого Энди мог бы запустить ракетный двигатель на ходу. Возясь в выходные в гараже, Марк Чепмен то ронял электродрель, то забивал ее тонкой кирпичной пылью – в общем, убивал как мог. А потом прозрел: “До чего прочная система, ее явно оттачивали много лет”. Поэтому пусковую клавишу от обычной электродрели поставят на тыльную сторону руля. Она будет запускать ракетный двигатель с тягой 12 500 тонн. Команда испытывает клавиши от Black&Decker, DeWalt, Bosh и Panasonic.

Подробности

Bloodhound: это будет быстро
Bloodhound: это будет быстро

Если честно, выглядит все так, словно собрано на коленке. А ведь через девять месяцев уже машине предстоит промчаться по соляной равнине Хакскин в ЮАР... Но что я понимаю? Я спрашиваю Марка, успеют ли они? “К концу года у нас будет машина”. Установят ли они рекорд? “Если спросить Ричарда , он скажет «да», я скажу: «Надеемся». Нужны удача и попутный ветер”.

Замедляет процесс еще и то, что они не могут испытывать машину сразу в конечном варианте. Первый тест будет на аэродроме в Великобритании, цель – 400 км/ч. Но на алюминиевых колесах такое невозможно. “Мы нашли точно такие же шины, как на Thrust SSC. Они от английского самолета Electric Lightning. Dunlop проверил их и сказал, что годятся”.

Bloodhound: это будет быстро

И потом, когда они поедут в ЮАР, сначала попробуют более простой двигатель на монокомпонентном топливе, который дает 4080 тонн тяги, а не 12 500. И все равно на нем можно разогнаться выше 1300 км/ч. Для пристрелки достаточно. Но дело в том, что двигатель короче, а это сильно повлияет на центр тяжести, сместив его на 40 см назад. Сбалансировать такую машину – настоящий подвиг.

А вес должен быть распределен идеально. В 1997 году команда Thrust знала, что если нос автомобиля поднимется хоть на полградуса, то капитан Грин совершит незапланированный полет на Луну. На этот раз мощность выше, масса меньше и аэродинамика в сто раз лучше, но опасность все равно очень реальная. В карбоновом коконе будет уютно, но прямо рядом с люком находится воздухозаборник двигателя Rolls-Royce EJ200 от Eurofighter Typhoon. А за спиной – 950-литровый бак с HTP, летучим окислителем для твердого топлива.

Bloodhound: это будет быстро

950 литров топлива из этого бака двигатель съест за 25 секунд

Прототип с успешного теста двигателя, проведенного в октябре, тоже здесь. И рядом 2,4-литровый мотор Cosworth Formula One 2010 года. Мощнейший (800 кобыл), он кажется крошечным. Сможет ли он подавать 42 литра HTP в секунду в катализатор? Сможет ли V8 справиться с действующими на него силами? В “Формуле” не бывает перегрузок в 2,5 g в течение 25 секунд. Но Cosworth уверен, что справится. Как и Rolls-Royce. Несмотря на то, что 3 g при торможении не входило в задачи при конструировании EJ200.

Да, Bloodhound раздвигает границы возможного, тут никаких сомнений. Неважно, сколько было компьютерных симуляций и насколько современен софт. Никто не может точно сказать, что случится, когда Bloodhound встанет колесами на глину. Жутко интересно знать, что произойдет... Нет, вот жутко пусть не будет. А мы будем вести репортаж с каждого этапа.

Что скажете?

Комментировать 0