BAC Mono

Пассажиры остались в прошлом. Кому теперь нужны семья и друзья, когда есть одноместный BAC Mono

Есть две вещи, которые следует знать о BAC Mono. Первое: надувной крокодил в натуральную величину в багажник на носу не влезает. Второе: экскременты отлично отчищаются от обивки. Все это я узнал за первые пять минут моего знакомства с Mono возле ларьков на набережной городка Рила в Северном Уэльсе.

Слава Богу, самостоятельно я обнаружил только первое. О втором, скажу с облегчением, мне в качестве любопытного факта поведал босс BAC Нейл Бриггс. Хотя пока мы разговариваем, к Mono медленно приближается старичок с торчащим из штанины мешочком, которые вешают после колостомии... Возможно, Нейл сообщил это не без задней мысли.

Так, значит... выбросоотталкивающий салон? Бриггс улыбается. “Синтетическую замшу вообще придумали для домов престарелых, – объясняет он. – Такой вид алькантары, который можно отмыть даже после самой большой... аварии. Отделка Mono должна была быть погодоустойчивой, вот мы и решили, что она отлично подойдет”.

На BAC Mono легко было бы махнуть рукой, как на очередную самоделку. Подумаешь, очередной “дорожно-гоночный болид” от английского новичка в автопроме – с соотношением мощность/вес выше, чем у суперкара, и слепленным из старой стиральной машинки и честного слова шасси... Но Mono – другой. ТТХ реально горячие – 280 коней и 540 кг, то есть 519 сил на тонну. Да, разгон до сотни за 2,8 с и максималка 275 км/ч, но Mono отличает именно качество. Это маленький технический шедевр.

BAC Mono

Кое-что о Briggs Automotive Company. С тех пор как братья Нейл и Ян Бриггс 16 лет назад основали консалтинговое бюро, они рисовали и конструировали машины для самых крупных производителей в мире – Porsche, Mercedes, Ford и других. Каких именно, они умалчивают, но Нейл признался, что делал Focus RS первого поколения – достойная строчка в резюме.

“Мы хотели сделать лучший гоночный снаряд для дороги, – говорит Нейл. – А лучшие гоночные снаряды – одноместные. На всем скаку сиденье сбоку только мешает. Нам очень нравится Atom, но мы хотели перенести в наш век концепцию классического легкого английского автомобиля...”

Удивляетесь, не опередил ли BAC время на пару сотен лет? В центре Рила Mono напоминает гостя из будущего. Несколько десятков лет тому назад Рил был крупным морским курортом. Теперь – обветшалая мешанина из игровых автоматов, сувенирных лавочек и чаек-мародеров. На фоне этих декораций Mono кажется инопланетным, сверхъестественным – студенческая фантазия, воплощенная в реальность.

Mono спроектировали в CFD с помощью специалистов Института автотранспорта и моторостроения на базе Штутгартского университета, крупнейших авторитетов в аэродинамике. Каждый сантиметр кузова отточен и максимально обтекаем. Хотя кузова тут немного – все механизмы ходовой оголены. Сразу за сиденьем торчит открытый 2,3-литровый атмосферный 4-цилиндровый Cosworth. В оригинале – блок Ford Duratec, но с сухим картером, коваными поршнями и шатунами. Впритык к нему угнездилась секвентальная шестиступка, покрытая ксилоном. Трансмиссия Hewland взята у болида “Формулы-3”, она приводит в движение задние колеса с помощью дифференциала повышенного трения. Возле двигателя и коробки к кузову липнет формульная подвеска, изящная, как паутина.

Хватит любоваться, пора за руль. Так. Ой! Хм-м... Закидываю ногу в кокпит, опускаюсь на краешек сиденья. Поднимаю другую ногу. Задвигаю ноги в педальный отсек, ерзаю и сползаю вниз. И еще ниже. И еще. И... Боже правый, как тут сидеть? Нельзя сказать, что это неудобно, вполне даже уютно, но колени на уровне плеч – зрелище странное.

Жму кнопку “М” в центре руля, чтобы подготовить системы, а потом еще раз, чтобы завестись. Cosworth между моих лопаток просыпается с тихим кашлем. Никакого дикого рева. Как цивилизованно! Я вот-вот стану первым, кто поездил на Mono, не считая сотрудников фирмы.

BAC Mono

Рычажок на руле – на первую. Великолепно, старт в гору в машине: а) без ручника, б) с гоночной секвенталкой, в) на глазах у собирающейся толпы из валлийских аксакалов. Аккуратно отпускаю сцепление... Только не заглохни! И Mono трогается. Без дерготни, без рывков, он идет мягко, как односолодовый скотч. Опять же удивительно цивилизован.

Вздрагивая на рытвинах и крышках люков и то и дело объезжая чаек, пьяно ковыляющих по обочинам, Mono готовит еще один сюрприз. Ход у него превосходный, нет страха, что нижний отдел позвоночника высыплется в трусы. Выносная подвеска имеет 100 мм хода по вертикали и позволяет Mono справляться с худшими колдобинами Рила. Амортизация – специализация BAC – тоже на высшем уровне. В отличие от узкого Caterham, здесь можно размять пальцы ног без риска запулить тачку прямо в море. Да, на холостом ходу Mono немного брюзглив, и коробка тревожно лязгает на переключениях вверх. Но он не взвинченный, истеричный провод под напряжением, каким я себе его представлял. Пора дать Mono свободу. И вот со стаей чаек на хвосте мы валим на юг!

Я ВДАВЛИВАЮ ГАЗ. MONO ВЫСТРЕЛИВАЕТ ПО ПРЯМОЙ, КАК ШУТИХА

Через пару часов, сменив очки на шлем, я осторожно петляю за пейс-каром на втором ознакомительном круге на трассе Оултон-Парк в Чешире. Лучший рецепт неприятностей: незнакомая трасса, бесценный и единственный в мире легковес (по соотношению мощность/вес – соперник Veyron), задний привод, пилот-чайник. Пейс-кар уходит на пит-лейн, трасса свободна.

Я два раза прижимаю левый рычажок, спускаюсь на вторую и топлю газ. Ни ерзанья, ни заминки – Mono выстреливает по прямой, как шутиха, а в шлеме слышен отборный мат. Ага, так это же мой собственный! Версия для печати: “Боже, до чего же тачка быстра!”

Не меньше мгновенного, словно вообще не обремененного весом разгона шокирует то, насколько легка и естественна на Mono скорость. Называть машину продолжением своего тела – убогое клише, но это действительно так. Лежа на спине в самом центре шасси – мотор за плечами, колеса по четырем углам плюс раззадоривающий бесконечный поток энергии, – ты ввинчиваешь Mono в повороты чисто инстинктивно, а шины оживленно беседуют с твоей пятой точкой через сиденье.

BAC Mono

И Mono вовсе не кровожадный ублюдок. На втором быстром круге я влетаю в правый поворот, а он таинственным образом оказывается круче, чем на первом круге. Приходится в панике топнуть по тормозу в самой середине, чтобы избежать свидания хрупкого Mono с забором. Съеживаюсь в ожидании, что зад сорвется, но Mono словно привинчен к асфальту, он плюет на мой промах и аккуратно возвращается на траекторию.

На пределе есть намек на снос передней оси, но по большей части BAC восхитительно нейтрален. Пределы его возможностей исследовать легко, можно давать все больше и больше газу, не боясь улететь в отбойник. Несмотря на мягкий ход на дороге, на треке нет ни капли крена, и машина не приседает. Придется перестроить мозг, чтобы привыкнуть к способности Mono искажать законы физики. Тормозишь и поворачиваешь позже, раньше начинаешь разгоняться. Ныряешь из поворота в поворот весело, легко и живо, переключения – как выстрел: невероятно классная трек-тачка!

Я проехал десять кругов. И вот, повернув в шикану Фоулстон и кудахча от восторга, увидел знакомую белую фигуру с вытянутой перед белым шлемом рукой в белой перчатке.

Я ударил по тормозам и, дернувшись, остановился за пару метров от него. Стиг, естественно, и глазом не моргнул: лишь едва шевельнул рукой, выгоняя меня из Mono. Я отстегнулся и эвакуировался из машины так быстро, насколько позволила моя плотная комплекция.

Стиг каплей ртути скользнул в кресло и рванул по трассе, выкручивая все 8500 оборотов и переключаясь вверх с оглушительным хлопком взятия звукового барьера.

BAC Mono

На первом круге из шпильки Шелл с уклоном он выходит вообще боком. Если у него вообще есть яйца (не говорю, что готов их искать), они точно сделаны из карботаниума. Стиг бросает Mono в дрифт. Mono не теряется, сердито цепляется и нацеливается в стену из покрышек. Но наш прирученный гонщик просто жмет и жмет, пропахивает по траве пару метров и под земляным дождем снова выскакивает на трассу.

Стиг гоняет на Mono круг за кругом. Его не остановить. Когда мы уже подумываем о выстреле транквилизатором, Mono пересекает финиш в 20-й раз и, захлебываясь, останавливается – кончился бензин. Стиг, как ни в чем не бывало, вылезает из машины, перемахивает стену гаражей и скрывается в боксе номер 17...

Из Стига никогда ничего не вытянешь, но, похоже, гуманоид в белом впечатлен. Замечания незначительные: он желает более отчетливых переключений вниз (над этим уже работают), сделать жестче стабилизаторы спереди и немного отпустить задние, чтобы убрать склонность передней оси к сносу. Инженеры BAC лихорадочно строчат в блокнотах: они еще доводят ходовую. Нейл так хочет довести Mono до совершенства, что мне даже жаль, что я ничего не могу сказать. Разве что про ЖК-дисплей на руле – единственный источник информации в салоне: он нечитаем, если на него падает солнечный свет. Но мы это переживем.

Честно говоря, этот ограниченный одноместник ждет неограниченный успех. Конечно, 80 000 фунтов – много за машину, на которую свою партнершу можно посадить лишь верхом, пристегнув к дуге безопасности. Но если вспомнить его мозгодробительную динамику, то это реальный подарок. Если вы легко расстаетесь со своим надувным крокодилом, то Mono – величайший автомобиль для драйва в 2011 году. И нет проблем, если от восторга случится недержание.

ТЕКСТ: СЭМ ФИЛИП / ФОТО: ДЖЕЙМС ЛИПМАН

Что скажете?

Комментировать 0