Эконом-кар года: Renault Duster

Выживет ли дешевый кроссовер на суровом высокогорье южного полушария?
Эконом-кар года: Renault Duster
Выживет ли дешевый кроссовер на суровом высокогорье южного полушария?

Три стервятника неотрывно сопровождают Duster по сухому скалистому ущелью, беззвучно паря ровным строем в 100 метрах над скачущей по камням машиной. Они считают, мы – их лучший шанс на обед в этой безжизненной пустыне. Пара гринго, забравшихся на копеечном франко-румынском паркетнике на самую дикую дорогу мира... Гологоловые падальщики, возможно, правы. Мы едем по гиблому каньону Дель Пато.

Грунтовая дорога идет от засушливого побережья Перу к головокружительным вершинам Анд. И я гадаю: а по зубам ли окажется маленькому Renault/Dacia Duster выбранный нами маршрут? Название каньона переводится как “утиный каньон”, но уток тут нет. И без внутреннего трепета сюда не подступиться даже в Toyota Land Cruiser или военном Humvee. Что говорить о восточно-европейском внедорожнике за €11 000, который убойно дешев даже для логотипа Renault? Я мысленно пересчитываю наши козыри. Через 15 минут список такой: 1) полный привод.

Эконом-кар года: Renault Duster

Хотя этот полный привод больше подходит для раскисшей аллейки, чем для убийственной грунтовки в Перу. По умолчанию автомобиль переднеприводный, но межосевая муфта передаст до половины крутящего момента на заднюю ось, если обнаружит пробуксовку. Вот и вся подготовка к бездорожью: ни блокировки дифференциалов, ни лебедки, ни запасов еды и воды. Конечно, в последнем Duster не виноват: тут виновато полное отсутствие мозгов у меня и фотографа Маттиаса. Однако так или иначе, но перспективы у нас вполне унылые.

На дороге пусто. Последнее, что мы видели, – древний автобус, продребезжавший нам навстречу несколько часов назад. Он был набит бледными пассажирами под самую крышу, и на ветровом стекле красовалась надпись “Иисус Алонсо”. С тех пор – ни машины. Только километры и километры серо-бурых скал и дорога, как стиральная доска, вьющаяся в глубь гигантских Анд.

Вопреки всему Duster держится. Мы грохочем по хрупким железным мостикам с дощатым настилом. Несемся, как по шоссе, по жуткому грунту – твердой земле с выбитыми колеями и ямами глубиной сантиметров в тридцать, покрытой острыми, опасными для шин каменюками. Но этому пылесосу пока все нипочем. Стены каньона начинают сходиться над дорогой, как театральный занавес в километр высотой. Если геология бывает зловещей, то это здесь. Вперед и вверх, маленький Duster!

ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ВЫСОТЕ АНД: ОНИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ТОБОЙ ИЗ НИОТКУДА

Анды огромны. Если у вас есть атлас или вы не прогуливали географию в школе, то должны это знать. Они реально гигантские – самые большие горы в мире, не считая Гималаев. В Перу три дюжины вершин выше 5800 метров! Для не-альпинистов переводим: это очень-очень высоко.

На такой высоте на дорогах страшно до одури. За гидроэлектростанцией в Уальянке дорога резко идет вверх, вьется серпантином по крутому склону и ныряет в туннель. А из него выпадает в совершенно сюрреалистический пейзаж: две скалы высотой в пару километров, стоящие друг напротив друга, разделяет иногда всего метров двадцать. Дорога просто прорублена вдоль одной вертикальной стены – жиденькая тропка с пятьюдесятью пятью узенькими туннелями. Отбойников нет, а обрыв вниз, на Рио-Санта – жуть! – 300 метров.

Эконом-кар года: Renault Duster

Внутренности комком подкатывают к горлу: статистика смертей на дорогах в Перу одна из худших в мире, а эта дорога – одна из самых опасных. Вдоль всего пути самодельные кресты... Туннели не лучше. Иногда они не шире автомобиля, но идут не прямо: то есть въезжая, ты не видишь, не едет ли кто навстречу. Выход только один – молиться. И пытаться проскочить побыстрей.

Но как я ни молился, как ни спешил, проскочить не вышло. В одном из самых длинных туннелей, проехав метров 800, вижу фары встречного автобуса. Боюсь, но жму на газ, надеясь вынудить автобус сдать назад. Но он едет, пока до моего переднего бампера не остается сантиметров пять. Я смотрю в зеркало заднего вида, а там – черным-черно. Делать нечего: осторожно начинаю пятиться, но тут другой автобус подпирает меня сзади, гудя и мигая фарами. Ну, конечно! Несколько минут мы стоим, оба водителя сигналят и жестикулируют. А что я могу, сеньоры?

Дель Пато - самая дикая дорога мира

Наконец первый автобус начинает сдавать назад. Он отползает метров на 50, водила показывает мне: объезжай слева. О, Боже. Промежуток ровно с машину, метровой ширины карниз из осыпающейся породы нависает над бездной. И мне надо проехать по этому выступу? Трясу головой и машу руками. Ни за что! Второй автобус начинает прижиматься к заднему бамперу Duster, медленно, но верно выпихивая меня в карман. Ладно: высунув голову в окно, подвигаюсь к краю узенького выступа. Когда левое переднее колесо оказывается сантиметрах в пяти от зыбкого обрыва, останавливаюсь. Дальше смелости не хватает. Первый автобус прет вперед. Он проходит в двух сантиметрах от бока Duster, у которого сложены зеркала. Боже, миллиметры... Если заденет, нам кранты. Сантиметр за сантиметром автобус проходит мимо. Как страшно. Ближе, ближе… и – прошел...

Прочь от туннелей и пропастей, вперед, в цветущую долину! И – в цивилизацию.

Эконом-кар года: Renault Duster

Удивительно, что дохлых собак на дорогах Перу не больше, чем в цивилизованном мире. Ведь живых лохматых кабысдохов в каждой деревне – сотни! Они валяются под машинами или нехотя грызутся, но чаще всего бодрой трусцой перебегают дорогу перед мчащимися машинами. На любом перуанском перекрестке каждые несколько минут разыгрывается одна и та же сцена: собака выходит на дорогу перед грузовиком, грузовик, визжа тормозами, чудесным образом встает сантиметрах в десяти от собаки. Та, не обращая внимания на ругань водителя, шагает себе дальше. Они никогда не попадают под колеса. Похоже, в Перу собаки заговоренные.

Когда левое переднее колесо оказывается сантиметрах в пяти от зыбкого обрыва, останавливаюсь. Дальше смелости не хватает

Но если от собаки можно увернуться, то от мототакси не уйдешь. Трехколесные скутеры с грубым брезентовым тентом для пассажиров бешено снуют по дорогам. В каждом городке их сотни. Они медленно перемещаются по своим орбитам, игнорируя автомобили, правила и опасности. Вот я вижу, как мототакси с 50 автомобильными аккумуляторами в кузове ползет в еле заметную горку со скоростью километр в час. Преодолев за пять минут 20 метров, оно попадает передним колесом в яму, сотрясается и рассыпает все аккумуляторы по дороге. Не моргнув глазом, водитель вылезает из кабины, не спеша собирает аккумуляторы, после чего колымага ползет дальше.

Эконом-кар года: Renault Duster

Старушка в огромной разноцветной шляпе продает симпатичных морских свинок. В корзине их целая дюжина. Она вынимает одну и просительно смотрит на меня. Свинка тоже смотрит умоляюще. “Простите, – улыбаюсь я, старательно изображая «иностранца, которому очень жаль». – Меня с ней в самолет не пустят”.

Старушка с серьезным видом качает головой. “Самолет нет, – говорит она. – Кушать. Сейчас!” И изображает, как обгрызают початок. Неудивительно, что у свинки такая скорбная мордочка. Оставив фрикасе из грызунов гурманам, мы отправляемся на крышу мира.

Перевал Уйнча выше уровня моря на 4350 м. К вершине идет головокружительный асфальтовый серпантин, но нам торжественно объявляют, что он закрыт (то ли закрыт, то ли ему конец, я не силен в испанском). И мы в духе известной ментальности Top Gear – умри, но сделай – направляемся к вершинам Перу по грунтовке, после которой остальные сегодняшние дороги кажутся платными автострадами.

Эконом-кар года: Renault Duster

Выше четырех тысяч метров начинает сказываться высота: за день мы поднялись над уровнем моря почти на пять километров! Ощущения странные, словно тело не твое. Хотя ты отлично понимаешь, что стал двигаться медленнее и ощущения все менее объяснимы, поделать ничего нельзя. Я две минуты ищу заднюю передачу, а она – вот хитрюга! – оказывается на месте. Я не на шутку расстраиваюсь и решаю, что лучший выход – всплакнуть. Смутно я понимаю, что это не лучшее состояние для подъема в смертельно опасные Анды. Но Duster неутомим, как горный козел. Да, холостые начали плавать, и чтобы тронуться, надо дать больше оборотов. Но вообще-то он переносит кислородное голодание лучше нас: у Маттиаса лицо приняло оттенок абсента, и дышит он, как астматик.

умри, но сделай

Едем все выше и выше: вокруг пласты гранита и сине-зеленая трава – психоделическая версия шотландских гор. Перевалив 4270 метров (на полтора километра выше самого высокого альпийского перевала), мы пробиваем облака. Анды раскидываются вокруг нас, вздымаясь из тумана, как вулканические острова под ледниковыми шапками. Лучи закатного солнца превращают туман в фиолетово-розовое море – чисто галлюцинация. На радостях я проезжаю еще 500 метров по каменистому полю к вершине Анд. Duster добрался до крыши Перу.

Эконом-кар года: Renault Duster

Обычно рассказ на этом и заканчивается. Скромный автомобиль покорил самый суровый край и увенчал себя лаврами. Но, как подтвердит герр Баумгартнер, если поднялся, то придется и спуститься. Нас ждет еще и путь вниз.

В кромешной тьме мы начинаем спуск в ближайший город – Карас. Асфальтовая дорога туда открыта, но от этого не легче. Оказывается, это шоссейка шириной ровно в одну полосу: она лепится к скале, покрыта слоем каменной пыли, и ни отбойников, ни разметки на ней нет. За левым плечом внизу мигают огоньки Караса. Если прямо вниз, то до него всего-то около полутора километров. Если соскользнем, все равно будем там. Только по частям.

Я ЗНАЮ: СТОИТ ТРОНУТЬ НЕ ТУ ПЕДАЛЬ, И ПОЛЕТ ВНИЗ ГАРАНТИРОВАН

Следующий час был самой большой нервотрепкой в моей жизни. Это был не тот страх, которого ищут подсевшие на адреналин. Нет, этот страх был гораздо глубже: я знал, что стоит коснуться не той педали, перекрутить или недокрутить руль, не разглядеть дороги – и полет вниз обеспечен. Хуже всего было в шпильках, потому что рулить приходилось в пустоту и темноту – ориентиров просто не было.

Эконом-кар года: Renault Duster

Малейший сбой – шина спустит, усилитель глюканет, у фары перегорит предохранитель – и мы погибнем самым жутким в своей неизбежности образом. Но Duster едет и едет, неутомимый и невозмутимый. Грязные фары бросают на узкую неразличимую дорогу узкую тусклую полоску света. Опьянев от гипоксии и радости, что жив, я решаю, что он – идеальная машина для Перу. Здесь в самый раз нечто полноприводное, нечто дешевое, что не жалко помять – скажем, резко приземлившись на дно долины. Хороший обзор обязателен, чтобы не расплющить мототакси и самому не попасть под десятитонный грузовик.

Будучи все еще под кайфом, я размышляю о том, что все, чем так хорош Duster в Перу, делает его отличным бюджетником практически везде. Всеядная подвеска хороша не только в Андах, она и на разбитом асфальте удобна – глотает выбоины и колеи. При этом Duster не валкий: может быть, это влияние недостатка кислорода, но я уверен, что баланс “ход/управляемость” у него отличный. Лучше, чем у машин в разы дороже.

Эконом-кар года: Renault Duster

Duster не стремится к бедняцкому шику или тому подобной пошлятине. Это честный, простой, достаточно приличный автомобиль, который заставит пересмотреть свои “хочу” и “надо” к новой машине. Я не могу сказать, что автомобиль слушается руля, как Exige, или что у него передачи переключаются мгновенно, как у Boxster. У него просто все в порядке. Он не поразит вас интерьером, но в нем есть все, что необходимо: сиденья, руль, музыка, и после тысячи километров по бездорожью ничего не отвалилось. Мы подвергли этот простой автомобильчик испытаниям, каких не видал и самый боевой Defender в Англии. И он выдержал их с блеском. Коричневатого оттенка, но все же – с блеском!

Скромный автомобиль покорил самый суровый край и увенчал себя лаврами

Вот что подумалось мне без кислорода: в Duster – самая суть автомобиля. Одни авто мы любим за ослепительную красоту, другие – за то, что они раздвигают границы технических возможностей. Но главное, за что мы любим все машины – это за свободу, которую они дают: пропуск в самые далекие уголки Земли. А за эти деньги ни один автомобиль в мире не даст вам большей свободы, чем Renault Duster. Комфортный, прочный, проверенный Андами – вот он, наш Эконом-кар Года. Стервятники, ищите себе другой обед!

ТЕКСТ: СЭМ ФИЛИП / ФОТО: МАТТИАС КЛАМЕР

Что скажете?

Комментировать 0