Lancia Stratos: Стратосфера

Старый Stratos и новый Stratos мчат вверх по живописнейшим горам

Обычно я за словом в карман не лезу, но сейчас озадачился. Как описать звук первого Lancia Stratos? Мы снуем по серпантину итальянских Альп, эхо гремит в скалах, затем дорога выпрямляется, и под нами раскидывается бескрайняя, окутанная туманом равнина. Stratos беспрестанно стреляет, хлопает и фыркает – воплощенный в механическом звуке процесс внутреннего сгорания.

Восходящее солнце уже почти над нами, а я лечу вслед за этой маленькой рычащей черной тварью, пожирающей дорогу. Смакуя звук, которым она, как пулеметным огнем, поливает скалы. Этот момент – в списке лучших в моей жизни. Но знаете, как говорится, можно прождать один Lancia Stratos целую вечность, а потом придут сразу два.

Lancia Stratos: Стратосфера

Второй вы тоже знаете. Это уникальный автомобиль 2010 года, на котором Top Gear поездил (очень недолго и очень трепетно) по трассе в Ле-Кастелле. Тот день мы посчитали чем-то фантастическим. А немецкий магнат Михаэль Штошек, устроивший нам тот тест, решил, что стоит поездить на машине еще раз, по обычной дороге. Не совсем обычной, конечно, а одной из лучших в мире. Да еще в компании первого, оригинального Stratos.

Для мистера Штошека сегодня тоже необычный уик-энд. У него выходных не бывает. Эти покатушки устроены в память о том дне в сентябре 1986 года, когда он помогал организовывать ралли Stratos. Шестьдесят машин съехались к отелю “Арментарола” в Сан-Кассиано и колонной двинулись по прекрасной Селла-Ронда. Приехал даже Вальтер Рёрль с Чезаре Фьорио, бывшим боссом Stratos и главой автоспортивного отдела Lancia.

“Полиция перекрыла для нас дороги”, – рассказывает Штошек. (Потом мы посмотрели видео ралли Stratos – фестиваля не только автомобилей, но еще и буйных шевелюр, сомнительных нарядов и носков. “Только не рассказывайте, что я был в белых носках!” – просит Штошек.)

Страшно даже подумать хоть о малейшей потере контроля над машиной. “Помните, он стоит 5 миллионов”, – напоминает Штошек по бортовой системе связи в New Stratos, когда очередной колосс типа автобуса с туристами мчится на нас сверху. Ладони мгновенно потеют, я отчаянно вцепляюсь в руль так, что костяшки пальцев вот-вот выскочат. “Да, мистер Штошек, – мямлю, – не бойтесь, я помню...”

Lancia Stratos: Стратосфера

Какое же свинство: эта гениальная карбоновая реплика легендарного оригинала никак не хочет ехать медленно. И все бы ничего, если бы он не был столь ценным и редким (одна-единственная машина, куда уж раритетней). Да еще владелец-миллиардер сидит в тридцати сантиметрах от меня, а мы – на высоте 2300 метров над уровнем моря. Что может быть хуже? Читаете мои мысли! Да, я разобьюсь, а потом с меня еще и три шкуры спустят.

И все же, какой смысл еле ползти по серпантину? Ведь донором для New Stratos стал Ferrari 430 Scuderia, с которого содрали блестящий кузов, а внутренности обновили самым потрясающим образом. Весит машина 1247 кг, и она на 150 кг легче Ferrari. Благодаря новым мозгам и дорогущей, специально сконструированной выхлопной системе (от Capristo, из нержавейки толщиной всего 0,5 мм) 4,3-литровый атмосферный V8 выдает 532 л.с. У амортизаторов – новый коэффициент жесткости, пружины жестче, и втулки в подвеске другие. Керамические тормоза Brembo: впереди 398 мм, сзади 350 мм. Они сами размером почти с колеса старого Stratos. Шины широкие – Dunlop. Танк, натурально танк!

А главное – от алюминиевого шасси Scuderia новый Stratos отрезал 20 см и своим куцым силуэтом стал отчасти похож на оригинал. Это и восхищает, и настораживает: у старого Stratos был такой непостижимый полярный момент инерции, что он вообще не должен был держаться на прямой. Но, несмотря на это, три раза подряд побеждал в ралли в середине 70-х.

Внутри

Lancia Stratos: Стратосфера

New Stratos

Сиденье весит 11,3 кг. С четырехточечными ремнями
Lancia Stratos: Стратосфера

Stratos-1

Простой, но эффективный дизайн салона выдержал испытание временем

Становится ясно, что и New Stratos умеет взбить мир за бортом в пузырящийся шейк. Я помню нашу короткую встречу на Ле-Кастелле. Каким же туго взнузданным казался автомобиль, и как резко он поворачивал – почти вспарывал асфальт... Здесь он еще круче. Штошек говорит, что автомобиль на 30% жестче Scuderia. На деле же Stratos кажется еще жестче. Помогает омологированный каркас безопасности, а полное отсутствие чего-то мягкого или пухлого в салоне подчеркивает его безжалостный характер. Сиденья, кстати, весят всего 11,3 кг: в Scuderia они толстомясые, 18-килограммовые.

Это автомобиль, который идет по дороге, как луч в космосе. Вы только что были в точке А, и сразу – бац! – в точке Б. Все, что между ними, испарилось. Ощущения веса нет вообще. Автомобиль просто едет, куда подумаешь, и попадает туда раньше, чем успеваешь додумать. Электронный дифференциал Ferrari заменили механическим Drexler из WRC. Он не только на 23 кг легче, но и придает Stratos фантастическую агрессию на виражах. Убираешь трекшн-контроль, и автомобиль мгновенно срывается в занос. Меньше напрягаешься за рулем, чем в Ferrari 458 Italia, но все равно езда очень быстрая и несколько гиперреалистичная. Даже по парковке.

Lancia Stratos: Стратосфера

Соотношение мощность/масса – 427 л.с. на тонну, и это отдельный разговор: 90 км/ч становится далеким прошлым через 3,3 с, 190 км/ч – бледным воспоминанием раньше, чем пройдет 10 с. И все это в единственной в своем роде машине, которая собрана потрясающе качественно. Чистый карбон: машина четко отражает характер владельца – богатого промышленника, на чьем счету среди других побед трехкратный триумф в ралли Carrera Panamericana. Тут все серьезно. “Обожаю карбон”, – признается Штошек. У него даже горный велик из карбона: рама весит всего 5 кг, велосипед можно одним пальцем поднять.

НОВЫЙ STRATOS ДВИЖЕТСЯ, КАК ЛУЧ В КОСМОСЕ. ТОЛЬКО ЧТО ВЫ БЫЛИ В ТОЧКЕ А, И СРАЗУ – БАЦ! – В ТОЧКЕ Б

Оригинальный Stratos тоже был вполне безбашенным. Продукт 70-х, когда и наркота была жестче, и шевелюры пышнее, и можно было все. В нынешней эпохе раздувшихся тачек старый Stratos – маленький, едва заметный мультяшный герой с настоящим кокпитом и низко сидящим ветровым стеклом. Говорят, что когда чиновники FIA приехали инспектировать 400 омологационных машин, Lancia показала им 200 готовых машин, а потом увела делегацию обедать. А после обеда инспекторы уже не заметили, что им показывают те же самые 200 машин...

Lancia Stratos: Стратосфера

Lancia HF Stratos

Двигатель/коробка: 2,4 л, V6, 190 л.с., 226 Нм, 5-ступ. механика (первая передача в кулисе расположена под задней). Динамика: 6,0 с, 209 км/ч. Масса: 980 кг. Цена: €250 000 (прибл.)
Lancia Stratos: Стратосфера

New Stratos

Двигатель/коробка: 4,3 л, V8, 532 л.с., 519 Нм, 6-ступ. секвентальная механика F1. Динамика: 3,3 с, 306 км/ч. Масса: 1247 кг. Цена: €5 млн

Такой апокриф наполняет Stratos характером. Плюс невероятно странная посадка за рулем. И то, что первая включается вниз... Боже, но какой же в нем кайф! Легкий автомобиль набирает скорость мгновенно и чисто, как многие старые мощные тачки. Никаких нянек или усилителей, только 2,4-литровый V6 завывает за спиной, когда стрелка тахометра пьяно клонится к красному сектору. “Не тормози, не тормози!” – кричит Штошек, когда мы мчим прямо на скалу и нога автоматически ложится на среднюю педаль. У Stratos резкий, как удар хлыстом, подхват, чудесный точный руль и юркий маленький кузов. Даже передняя ось срывается очень кстати (на дороге, во всяком случае), прежде чем включатся законы физики и широкие задние шины отпустят дорогу.

Мы доехали до подножия горы, и осталось только одно – повернуть обратно и ехать вверх. Stratos ревет и стреляет на всю долину, радостно одобряя наше решение.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ, ФОТО: ЛИ БРИМБЛ

Темы:

Lanciastratos

Что скажете?

Комментировать 0