McLaren P1: Большой Ронный Коллайдер

Рон Деннис и команда вернулись с наследником McLaren F1 и намерены натравить его на новый Enzo
Рон Деннис и команда вернулись с наследником McLaren F1 и намерены натравить его на новый Enzo

Ни один гиперкар в этом году, а может, и в целом десятилетии, не ждали с таким горячим нетерпением. Ведь он, потомок знаменитого гиперкара 1992 года, величайшего в свое время, а может быть, и вообще самого великого — McLaren F1.

Из всех проектов 2012 года McLaren хуже всего удавалось сохранять в секрете именно P1. Да и как замаскируешь на испытаниях такие формы? Тем более что хитроумная аэродинамика — самое главное в нем. Значит, его не обложишь пенопластовыми накладками, коробками для яиц и прочим мусором, не залепишь скотчем. Все знали, что он на подходе, и в ожидании взвинтили себя до истерики.

Понятно, что P1 (“поул-позиция”, понимаете?) на Парижском салоне сразил всех. При том, что назван был всего лишь “концептом”. Тем не менее главный дизайнер Фрэнк Стефенсон сказал нам, что на 95% это — серийная машина. По официальной информации, она появится через год, стоить будет около миллиона евро, и выпустят только 500 экземпляров. Для сравнения: Porsche 918 было собрано 918, а Ferrari Enzo — 400.

“Быть лучшим драйверз-каром в мире. И на дороге, и на треке” — вот такую простую задачку McLaren поставил P1. Заметьте: не самым скоростным и не самым мощным. Автомобиль должен уметь шпарить по треку и приносить радость, а не наводить ужас.

Динамика? Тоже ничего не знаем, кроме того, что мощность превысит 600 л.с. на тонну. Ничего себе! У легкого, как перышко, F1 (1140 кг) и зверски мощного при том (636 л.с.) было “всего лишь” 550 л.с. на тонну.

Мы знаем, что колесная база у P1 такая же, как и у MP4-12C. А значит, число цилиндров в двигателе не увеличится. 12С развивает 634 л.с. и весит 1430 кг. То есть имеет 443 л.с. на тонну. В P1 многое сделано, чтобы уменьшить вес: кузов не алюминиевый, а карбоновый, легче салон (хотя он не пустой), легче колеса и так далее. Немаловажно, что имеется система типа KERS: то есть надо прибавить вес электромотора, аккумуляторов, блоков управления и отдельного радиатора.

McLaren P1: Большой Ронный Коллайдер

Больше нам не известно ничего. McLaren молчит — ну, пусть пеняет на себя, если что-нибудь мы додумаем сами. Вес KERS сводит на нет сэкономленные использованием экзотических материалов килограммы. А значит, P1 наверняка будет весить как 12С. То есть для нужного соотношения мощность/масса потребуется около 850 л.с. KERS даст около 100 коней, и на долю турбомотора V8 останется 750 сил.

Мы видим автомобиль, создатели которого обладают настолько глубокими знаниями и широкими техническими возможностями, что могут сделать абсолютно аэродинамически эффективным все, за что ни возьмутся. Им доступны испытания в аэродинамической трубе и вычислительные мощности на уровне “Формулы-1”.

Большинству машин форму придают дизайнеры, а потом ее оттачивают специалисты по аэродинамике. В Р1 сначала учли все требования аэродинамики и компоновки и только потом передали проект дизайнерам — сделать красиво. Нет, дизайнеры не обиделись. Стефенсон кипит энтузиазмом. И Пол Хауси — автор эскизов дизайна — тоже.

McLaren P1: Большой Ронный Коллайдер

Хауси, кстати, удивительный везунчик. Еще в 2008 году он учился на кафедре транспортного дизайна в Королевском колледже искусств. А в начале 2009 года попал в McLaren и нарисовал один из эскизов кузова, который должен был одеть скелет, созданный конструкторами и специалистами по аэродинамике. Выбор пал на его рисунок, и к концу 2010 года дизайн был одобрен. (Вдобавок его отец работал над F1 и теперь работает в Gordon Murray Design — это уже совсем как в сказке.)

P1 НАЗЫВАЮТ “КОНЦЕПТОМ”, НО НА 95% ЭТО СЕРИЙНАЯ МАШИНА. И ПОЯВИТСЯ ОНА ЧЕРЕЗ ГОД

Скомпоновать все эти воздухозаборники и отверстия для дыхания и охлаждения мощного мотора, коробки, узлов гибридной системы, сцепления и всего остального — само по себе подвиг. А еще этот кузов развивает поразительную прижимную силу: 600 килограммов при скорости гораздо ниже максимальной. Редчайший случай, если такое вообще бывает. Ferrari Enzo прижимают 775 кг на скорости 298 км/ч. Стефенсон стремится подчеркнуть, что даже на 160 км/ч возникает вполне приличная прижимная сила — то есть там, где у других машин все только начинается. А на высокой скорости P1 чуть изменяет угол гигантского заднего антикрыла и антикрылышка под носом, уменьшая прижимную силу и лобовое сопротивление.

С такой прижимной силой и (как мы понимаем) подвеской, которая может изменять коэффициент жесткости, высоту и степень крена, динамика на треке у Р1 будет под стать прототипу “Ле-Мана”. А конструировать его было еще сложнее, чем прототип: антикрыло и крылышки могут двигаться так, как в автоспорте не позволено. Зато это помогает получить лучшее время круга: можно добавить прижимной силы в поворотах, прижимную силу на заднюю ось, увеличить лобовое сопротивление при торможении и уменьшить его на полном ходу. Коэффициент сопротивления — всего 0,34, потому что крыло может прятаться в кузов.

MCLAREN ДОСТУПНЫ ЛЮБЫЕ ИСПЫТАНИЯ В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ

Узкий кокпит минимально препятствует потоку воздуха, идущему к заднему крылу. Шноркель на крыше, как у гоночного болида, нагнетает воздух к двигателю. Он разделяет надвое поток воздуха и сквозь пару профилей каркаса подводит к двум рядам цилиндров. Но наиболее выразительная часть внешнего дизайна кабины — глубокие каналы под боковыми окнами, которые направляют воздух от задней кромки дверей в боковые радиаторы, расположенные в корме. Стефенсон говорит, что благодаря этому в радиаторы попадает исключительно чистый воздух. В том смысле, что не турбулентный, хотя и в буквальном смысле — тоже.

McLaren P1: Большой Ронный Коллайдер

Два других больших радиатора расположили на носу по центру, продырявив капот вентиляционными щелями. Они сконструированы с умом: разнесены так, чтобы горячий воздух не попадал в шноркель двигателя. По углам — теплообменники интеркулеров. Еще два воздухозаборника интеркулеров, в форме эмблемы McLaren, выходят наверх возле заднего крыла.

Внизу у Р1 все закручено вокруг граунд-эффекта: воздух идет в обход колесных арок, чтобы не завихряться под порогами и не мешать работе переднего и заднего диффузора. Весь бок машины, даже боковые дефлекторы, поднимаются вместе с вертикальной дверью.

Стефенсон понимает, что MP4-12C для некоторых недостаточно безумен и драматичен, зато теперь есть Р1. “Он должен быть причудливым. Но не без смысла, потому что это McLaren”. Иначе говоря, более драматичная внешность по сравнению с 12С отражает более драматичную динамику.

А самое причудливое у этой машины — корма. Она низкая и широкая, так как двигатель предельно опущен. И выхлоп выходит сразу через широченную, как ливневый коллектор, трубу, обернутую теплоизолирующим титаном и золотом. А под ней диффузор, на который, кажется, может сесть истребитель. В мрачную черную сетку пышет адский жар моторного отсека. Тоненькие полоски фонарей невидимы, когда не горят, они просто обрамляют зев этого дьявольского пекла.

McLaren P1: Большой Ронный Коллайдер

Облик автомобиля агрессивный, но формы мягкие, закругленные. Главным образом из соображений аэродинамики, потому что так воздух идет одним потоком, не режется. Но это созвучно и с эстетическими пристрастиями Стефенсона: “Считается, что резкие линии делают машину агрессивнее, но такие силуэты быстро выходят из моды”. Но если прямые линии нужны, то они остаются. Например, спицы колес. Спереди диски 19-дюймовые, а сзади — 20-дюймовые, а дизайн колеса просто самый легкий из кованых. О красоте никто и не думал.

СИДИШЬ ЧУТЬ НИЖЕ, ЧЕМ В 12C, И ЛОБОВОЕ УХОДИТ НИЖЕ, ДАВАЯ ОТЛИЧНЫЙ ОБЗОР ДОРОГИ

Черно-оранжевая цветовая схема концепта выбрана сознательно. “Она ничего не маскирует. Видно, как идет воздух. Автомобиль выглядит легким и энергичным”, — говорит Стефенсон. Естественно, заказчики могут получить одноцветную машину. Стефенсон говорит, что и так будет красиво. Оттенок оранжевого выбирал сам Рон Деннис, это обновление традиционного цвета McLaren. И еще одна его идея: предусмотреть место под номер. “Рон очень не хотел, чтобы казалось, что это доделывали в панике в последнюю минуту”.

Скрывающийся под карбоновой кожей несущий карбоновый монокок похож на конструкцию MP4-12C. Теперь это называется “монокаркас”, потому что в него входят балки крыши, на которые приходится меньше веса, чем у 12С. И хотя это еще не подтверждено, но большая часть конструкций носа и кормы, вероятнее всего, будет тоже из карбона, а не из алюминия.

Подробности

McLaren P1: Большой Ронный Коллайдер

Фары

Дальний, ближний и дневные ходовые огни светодиодные. Ярче, чем ксенон
McLaren P1: Большой Ронный Коллайдер

Шноркель

Гонит воздух к впуску двигателя. Как у F1

Сходство с 12С здесь и в том, что сидений два, рядом, а не три с водительским по центру, как у F1. Сидишь чуть ниже, чем в 12С, и лобовое уходит ниже, давая отличный обзор дороги. У концепта нет дворников, но мы точно знаем, что на серийной машине один будет... что бы ни писали в Интернете. Именно обзорность делает 12С (и F1 тоже) очень удобными. Немалую роль в том играет также и посадка водителя, и эргономика салона. Стефенсон говорит, что по ощущениям в Р1 просторнее, чем в 12С.

McLaren P1: Большой Ронный Коллайдер

И все же комфорт — очень важная составляющая, как в F1 и 12C. На 12С действительно можно ездить хоть весь день. Мы ездили. А если нажать правильные кнопки на передней панели, то ход, тишина, устойчивость и музыка будут не хуже, чем у Jaguar XK. Естественно, Р1 не будет таким же безмятежным, но Шериф говорит, что “автомобиль сконструирован так, чтобы быть комфортным и рафинированным”.

***

Судя по всему, Р1 должен ехать как настоящий болид. С другой стороны, в гоночных McLaren за рулем сидит, как правило, очень умелый пилот. А этот автомобиль, как обещают, не будет слишком зверским и откроет душу даже простому смертному. Поэтому Стиг и Ко ждут не дождутся испытать его!

В Р1 имеется, по меньшей мере, четыре визуальных ключа F1. Сдвинутая вперед кабина. Форма боковых стекол. Шноркель на крыше. И наконец, восходящая линия, которая идет вверх вдоль дверей и спускается к заднему колесу. Но в действительности об F1 больше всего напоминает цель, которую преследует Р1: с помощью хай-тека дать больше драйва. Малый вес и аэродинамика позволяют мощно тормозить и проходить повороты. Не машине, а пилоту.

McLaren P1: Большой Ронный Коллайдер
McLaren F1

Еще их объединяют комфорт и удобство в употреблении. Это не скелеты для трека. Это рафинированные, навороченные машины. У них даже есть багажник.

Спросите Гордона Марри, что самое важное в конструировании автомобилей, и он ответит: “Компоновка”. Возможность не только посадить людей и уложить багаж, но и связать все воедино. Р1 без антикрыла короче, чем Porsche 911. Но на 298 мм длиннее F1. И на 126 мм шире. И на 30 мм выше. И все же в F1 помещается на одного пассажира и на четыре цилиндра больше. Зато у Р1 сложнее контекст. F1 — уникум, а P1 придется конкурировать с Porsche 918, Ferrari Enzo и, возможно, с Jaguar C-X75, построенным в сотрудничестве с Williams...

ТЕКСТ: ПОЛ ХОРРЕЛ / ФОТО: ДЖО ВИНДЗОР-ВИЛЬЯМС

Что скажете?

Комментировать 0