Ferrari F12 Berlinetta

У F12 Berlinetta 730 жеребцов, 3,1 с до сотни и максималка 340 км/ч. Держитесь крепче!

Мир скособочивается. Теплое рассветное солнце, такое нежное и свежее, снова опускается за парапет. Деревья наклоняются, горизонт заваливается на сторону, мир никогда больше не будет прежним. Эта искаженная перспектива иллюстрирует не влияние нового Ferrari F12 Berlinetta на планету, а скорее мое состояние после того, как я осторожненько поездил на нем по старому бэнкингу Монцы.

Мы решили поехать сюда не просто потому, что Монца – легендарная декорация, и не потому, что этому алтарю автоспорта уже 90 лет. А потому, что тут с ним связан особенный, незабываемый период истории автоспорта – целых 52 года. И для нового F12 это основа основ. Именно здесь в 1960 году американец Фил Хилл стал последним гонщиком, победившим в Гран-при на переднемоторной машине.

Ferrari F12 Berlinetta

Тогда это был Ferrari 246 F1. Может быть, это миф, но факты не врут: Ferrari взял первое, второе и третье места в тот сентябрьский день, но на этом эра переднемоторной “Формулы-1” закончилась. В следующем сезоне 246-й сменил “акулий нос” – 156 F1. Ferrari был вынужден смириться.

С дорожными машинами такого не случалось никогда. Взгляните на F12. Да, есть переднемоторные конкуренты из той же категории – Aston One-77, о котором мы написали несколько страниц назад, или DBS. На самом деле же ничего похожего на F12 не существует.

Знаю-знаю, F12 Berlinetta очень благовоспитан и спокоен с виду, но нельзя забывать одно. Это самый быстрый дорожный Ferrari. Быстрее F40. Он обставит и 599 GTO. А значит, он быстрее Enzo.

У него 730 жеребцов, а коробка с двумя сцеплениями настолько великолепна, что сейчас я так и не могу решить, что мне больше нравится в этой машине: коробка или мотор. Ferrari говорит, что разгоняясь до максималки в 340 км/ч, отметку в 100 км/ч он минует за 3,1 с, а до 200 км/ч дойдет через 8,5 секунды после старта. Думаю, это означает разгон до 160 км/ч за шесть секунд с небольшим. Быстрее, чем McLaren F1, недалеко от Pagani Huayra и почти на равных с Lamborghini Aventador. Черт побери!

Ferrari F12 Berlinetta

Но это еще цветочки. Что меня действительно поразило на презентации прошлым вечером, так это то, как F12 показал себя на Фьорано. Ведь 1 мин 23 сек – лучше, чем у F40 (1:29,6), у Enzo (1:24,9) или 599 GTO (1:24). Может быть, если Энцо оставил бы в строю 246-й, “Формула-1” сейчас была бы совсем другой… Итак, имеем переднемоторный суперкар все более редкого вида: он оснащается атмосферным V12 и задним приводом. Привычная матрица Ferrari: F12 сменил 599 GTB, и если проследить его родословную до 575М и 550 Maranello и перепрыгнуть пару пауз, то остановишься на Daytona – самое оно.

БЫСТРЕЕ, ЧЕМ MCLAREN F1, ПОЧТИ НА РАВНЫХ С LAMBORGHINI AVENTADOR

Каждая из этих машин оказала влияние на F12. Так что можно обвинить Ferrari в том, что он черпает вдохновение в прошлом и не хочет обновлять компоновку, от которой отошло большинство производителей. Пора заглянуть глубже. Как ни странно, лучше всего сделать это издалека, поэтому я карабкаюсь на четвереньках на бэнкинг и, добравшись кое-как до верха, смотрю вниз, на Berlinetta.

Ferrari F12 Berlinetta

Он кажется маленьким. Но я же далеко. Обычно этот обман зрения происходит из-за размера колес. Точно, у F12 20-дюймовые диски. Но все-таки глазомер меня не подводит. F12 меньше 599, габариты у него близки к 550. В профиль он больше похож на него, хотя нос у него чуть короче. Чуть-чуть.

Капот по-прежнему играет центральную роль, притягивая взгляд своими сложными, пышными формами. Его рельеф не просто нарисован дизайнером. Я перенесусь на много часов вперед. Конец дня, и меня позвали на встречу с Амедео Фелизой – рассказать, как мне понравилось его новое детище. Довольно щекотливое положение, но в ходе приятной беседы он говорит следующее: “Надо отметить, что когда мы начинали с дизайна, у нас возникли серьезные трудности. Форма была хороша, но в ней не было ничего особенного. И тогда мы спросили у тех, кто занимался аэродинамикой: «Есть какие-нибудь новые идеи?» И они придумали Aero Bridge, без него было пусто”.

Ferrari F12 Berlinetta

Так вот оно что: в облике F12 виновата аэродинамика. Обычно дизайнеры рисуют, а спецы по аэродинамике поправляют, но в Ferrari они с самого начала в одной упряжке. И если у 599 были знаменитые “парящие стойки”, то у F12 – Aero Bridge. Это прорези в передних крыльях, которые направляют воздух на рельефные боковины, чтобы поток шел чище. И такие аэродинамические детали повсюду. Вентиляционные щели на корме дают выход сжатому воздуху из задних колесных арок. По краям гриля – закрылки, которые открываются по необходимости и усиливают охлаждение тормозов.

Моя любимая фенечка – центральное вентиляционное сопло на капоте, которое вытягивает горячий воздух от мотора, и тот смешивается с потоком воздуха над капотом. Так уменьшается давление в основании ветрового стекла. Ключевое решение, как говорят. В результате коэффициент лобового сопротивления уменьшился до 0,299, а автомобиль стал гораздо красивее.

Ferrari F12 Berlinetta

Но не все идеально. Заглядываю вниз и случайно ловлю неудачный ракурс. Не знаю, что сказать об узкой полоске окон, и как-то не вяжется широченная решетка с крохотными фарами по краям... напоминает морду сома. В нем нет драматизма, его вид не вызывает мурашек, как облик среднемоторного автомобиля. При этом он выглядит удивительно внушительно, хотя всего на 30 см длиннее GT86 (пусть даже и в 10 раз дороже).

Ferrari может утверждать, что F12 скорее спорткар, чем GT, но он универсальнее – практичен и на нем можно ездить каждый день. Корма – хэтчбек, 320-литровый багажник и мастерски сконструированная полочка/разделитель для багажа. Ее можно убрать вообще. Тогда багажник становится 500-литровым (и лучше всего в него помещается специальный комплект чемоданов – опция). Моя одна сумка и куча сумок Джо отлично ложатся в отсек удобной формы.

Ferrari F12 Berlinetta
Типичный салон Ferrari – отличное качество, темный загар

Салон мне нравится чуть меньше. Я уже ездил в этих спортивных сиденьях с выступами-клыками под ляжками, и всегда мне было неудобно. Они, конечно, суперски выглядят, даже сзади, но регулировки минимальны, и приходится под них подстраиваться.

Кроме новых модных решеток вентиляции, внутри сюрпризов почти нет. Если вы заглядывали внутрь 458 или FF, то узнаете руль и приборную панель, в которой только один прибор по центру – большой желтый тахометр. С каждой стороны у него по дисплею. Когда мы удрали из Маранелло в полпятого утра, я был благодарен за то, что мне все знакомо. Легко смог включить дальний и найти место для телефона и бумажника. А еще выбрать мягкий режим амортизаторов из двух доступных.

Ferrari F12 Berlinetta
Ferrari F12 Berlinetta
Ferrari F12 Berlinetta

Я не гнал, отправляясь на северо-восток к Монце, главным образом потому, что хотел проверить, насколько F12 комфортен. А еще и потому, что подсознательно я постоянно мусолил уравнение: 730 лошадей плюс задний привод равно…

Грозная формула, даже если шины 315/35 несколько обуздывают мощь. Однако с самого начала автомобиль охотно слушался меня: конструкторы обещали, что именно таким он и будет. Доступным. Почему? Потому что из 599-го выжать все могли только хорошие пилоты. И F12 решили сделать дружелюбнее – дать владельцу полноту ощущений Ferrari без примеси страха.

Все так, но невозможно без дрожи выкатывать Ferrari за €300 000 с лишним в давку часа пик в Милане. По эту сторону ветрового стекла капот кажется плоским и коротким, но F12 занимает небольшую часть полосы, а благодаря большому заднему окну легко держать в поле зрения шныряющие скутеры. Коробка – в режиме Auto, манеттино – на Sport, F12 гудит и мурлычет, приближаясь к автостраде, 6,3-литровый мотор выдает именно столько момента, сколько требуется. В этом настоящий гений этого двигателя. Не в том, что он на 6000 оборотах развивает 730 лошадей и 690 Нм, но в том, как точно он отмеривает мощность и момент. Честно говоря, я смог бы вести F12 в горнолыжных ботинках и не сплоховал бы.

НЕ СОМНЕВАЮСЬ, ОРКЕСТР V12 ПОНРАВИТСЯ КАЖДОМУ, КТО ЕГО УСЛЫШИТ

Принимает он чертовски точно и уверенно, и мощь всегда наготове. Разгоняешься словно силой мысли. Это значит, что даже когда ты топишь педаль в пол, разгон не бьет в затылок – ты всегда к нему готов. А пальцы уже на лезвии под рулем, чтобы переключиться вверх, как только этого потребует шифт-лайт. Прошлым вечером во время эксклюзивного технического брифинга (исключительно для семерых журналистов Top Gear) три четверти часа говорили о моторе и показали 17 страниц подробной презентации. Но между разговорами о давлении системы прямого впрыска (200 бар), новом откачивающем насосе для сухого картера, выпускных патрубках, сделанных методом гидроформинга, инжекторах с шестью отверстиями и настройке звучания мотора меня особенно поразил один факт. Время, за которое достигается 90% максимума при разгоне.

Ferrari F12 Berlinetta
Ferrari F12 Berlinetta
Ferrari F12 Berlinetta

Поразило только меня. Но я пишу все это, так что придется почитать. Когда на тахометре 2000 оборотов, на любой передаче вплоть до пятой максимальная мощность развивается меньше чем за 0,7 с. Аналогичной машине с турбиной нужно три секунды, и другие более высокооборотные V12 почти так же медлительны. Но в F12 такой момент и приемистость, что только выжал педаль – и уже разгоняешься: через мгновение твой желудок уже прижат к позвоночнику.

Именно это я собираюсь продемонстрировать на автобане, где все участники движения хотят, чтобы F12 Berlinetta дал жару. И вот – р-раз, – и они сразу далеко позади: F12 выстреливает, как из лука самурая. Начинается бездонный, бесконечный разгон высшей пробы. Хотя из-за этой способности подхватывать на любых оборотах и на любой передаче почти нет резона крутить мотор до 8000.

Я сказал “почти нет”, а не “совсем нет”. Ясно, что 8000 оборотов V12 – особенная зона. И уж точно сейчас, после того как глава отдела моторов Жан-Жак Хис (он-то и устроил нам презентацию на 45 минут) и его команда тщательно поработали над звуком. Дикий грохот: резкостью на верхних нотах он чем-то напоминает FF, но он живее, и волосы на загривке от него становятся дыбом.

ЯСНО, ЧТО 8000 ОБОРОТОВ V12 — ЭТО ОСОБАЯ ЗОНА

Этот мотор приятно крутить, и он один оправдывает цену. Только один маленький недостаток. Трубы каждого впускного канала проводят звук впуска прямо на моторный щит, но он слишком неясный и приглушенный: трубящий выхлоп его забивает.

На горизонте появляется Бергамо, и мы восполняем полбака, выпитые за 240 км (расход где-то 17 л/100 км). Впереди за бесконечными деревнями с бессчетными старыми Panda лежит перевал Сан-Марко.

Ехать туда одно мучение, но на 2000 метров выше – всегда лучше. На вершине я присоединяюсь к туристам полюбоваться видами. Эта машина на этом фоне – что может быть прекраснее? Я думаю о труде, вложенном в F12. Годы разработки потрачены на то, чтобы сделать автомобиль на 70 кг легче старой модели, чтобы у него больше веса приходилось за заднюю ось, несмотря на то, что он переднемоторный (46:54). И чтобы по сравнению с 458 центр тяжести не поднялся бы выше, чем на толщину пальца... И все это у меня в руках. Это очень, очень приятно.

Ferrari F12 Berlinetta

Помните, что я говорил? Ferrari сделал этот автомобиль доступным. Они пошли против интуитивного подхода. Ждешь, что автомобиль будет мягче, но на самом деле крены на 30% меньше, чем у 599, который, по их словам, был слишком норовист. На 30% жестче конструкция, рулевое еще более линейно, и реакции быстрее. Похоже на машину, которая легко сбросит меня с дороги в озеро, которое я вижу далеко внизу, стоит мне лишь игриво взглянуть на манеттино. Но, если честно, все наоборот. Это 730-сильный автомобиль, на котором можно промчать – и довольно лихо – по серпантину.

Все дело в тщательности и точности настроек. Та же история, что и с мотором. Ferrari решил, что лучше всего дать пилотам самый верный руль, тормоза и информативность ходовой, чтобы они сами взяли все возможное. Вывести 690 Нм из шпильки без отбойника было бы страшным делом, если бы руль, который в прошлом был нервным, не стал совершенно естественным. И я восхищаюсь позицией Ferrari: F12 не должен ставить пилоту сложных задач, но обязан вбрасывать адреналин охотно и незамедлительно. И делает он это замечательно. Слегка дотронешься до тормозов Brembo, и они мощно схватывают – еще один идеально настроенный компонент: такое впечатление, что по-другому тут не бывает.

F12 СДЕЛАЛИ ДРУЖЕЛЮБНЕЕ — ДАЛИ ОЩУЩЕНИЕ FERRARI БЕЗ ПРИМЕСИ СТРАХА

Итак, я могу уверенно гонять по горам вверх-вниз, используя больше возможностей V12, чем мог мечтать, наслаждаясь тем, как нос протыкает каждый апекс, и тем, насколько послушен и идеально сбалансирован автомобиль. Цепкость просто сказочна: электроника ходовой, слава Богу, совершенно незаметна. Воющий, живой, компактный, напряженный сгусток энергии, он поглощает дорогу, оставляя мне чудесные воспоминания. Особенно, когда переключаюсь вниз, и его ярость раскатывается по горам трескучим эхом канонады.

И все же переднемоторный автомобиль не такой живой и восхитительный, как среднемоторный. Приходится сидеть выше, чтобы смотреть поверх мотора, который ближе к носкам ботинок, чем к ушам. Это совершенно другой суперкар. Истинный будничный транспорт для того, кто может его себе позволить, с бесплатной семилетней гарантией (честное слово!), возможностью разговаривать в дороге и очень комфортным ходом. В “Формуле-1” переднемоторные машины больше не в фаворе, но в Ferrari у них светлое будущее.

ТЕКСТ: ОЛИВЕР МЭРРИДЖ / ФОТО: ДЖО ВИНДЗОР-ВИЛЬЯМС

Ferrari F12 Berlinetta,
Цифры:6262 см3, V12, 7-ступ. с двумя сцеплениями, задний привод, 730 л.с., 690 Нм, 0–100 км/ч за 3,1 с, 340 км/ч, 1630 кг,
Цена:от €411 000,

Что скажете?

Комментировать 0