Джеймс верхом

Нас сильно развеселила идея поручить Капитану Улитке писать колонку о суперкарах. Но, похоже, мы создали монстра. Нам только что пришлось отдирать его от супербайка!

Официальное название этой модели – CBR1000RR. И оно мне нравится. “R” – динамичная буква, не то что “A” или “N”. А когда их сразу две, устоять невозможно.

Но зовут его Fireblade, и это лучшее имя, когда-либо придуманное для механизма. Лучше, чем Spitfire.

Опустившись к середине жизни до ворчливых нейкедов Triumph и Moto Guzzi, я давно не ездил на настоящем спортбайке. Все мотоциклы окрыляют, даже мой 72-кубовый Honda Cub. Но Fireblade просто сворачивает мозг.

Об автомобилях и мотоциклах как о продолжении тела и разума, о синаптической связи и телепатических реакциях понаписана куча чепухи. Но этот байк, похоже, сюрреалистически опередил науку об интерфейсе человек/машина, потому что передвижение на нем меньше всего похоже на езду на мотоцикле. Fireblade превращает тебя из простого смертного в фантастического атлета. Как будто тебя наделяют сверхъестественными способностями.

Я такого не помню, но, кажется, кто-то в Honda столкнул меня в ванну жидкого гипса, так что я оказался на четвереньках, потом дал гипсу застыть и положил этот слепок в основу байка. На него поставили нереально компактный 163-сильный литровый мотор и напихали под пальцы и ступни элементарные средства управления. Fireblade не примеряешь, он сразу прирастает к тебе. Ощущение невероятное!

Но что он делает в моей колонке суперкаров? Просто я облажался и взял Ferrari не на те числа. Хотя, по официальной версии, Honda нужна здесь для сравнения с Bugatti. Байк стоит €13 900, а на миле с места обгоняет Veyron!

Конечно, нельзя сравнивать их всерьез. Байк – это компромисс: он никогда не сможет поворачивать на такой скорости, как автомобиль, и максималка у него на 110 км/ч меньше. Но автомобиль – тоже компромисс: из-за размера, плохого обзора и массы. И до интересной части пути на мотоцикле добираешься быстрее, потому что трафик не проблема... Оба по природе своего применения принесли что-то в жертву динамике. На Fireblade, например, вы не полезете на пассажирское сиденье, а на Bugatti не сунетесь на многоярусную парковку. Потому их сравнение, возможно, и не такая уж безумная идея.

Что мы любим в суперкарах? Думаю, ощущения – от перегрузок при разгоне, торможении и поворотах. Эффект выпадения и вжимания глазных яблок в первых двух случаях одинаков (у Fireblade даже есть ABS для большей уверенности). В поворотах водитель чувствует боковые перегрузки, а мотоциклист, как летчик, всегда ощущает вертикально действующие силы. Вы, ваш вес и даже напряжение мускулов ног влияют на все это, и впечатление такое, что наклоняешь мир, а не управляешь мотоциклом.

Поэтому неважно, насколько хорошо управляется автомобиль: он никогда не будет отвечать на движение рулем так же естественно, как мотоцикл. Если привязать к раме мелок, чтобы он чертил по дороге, каждая дуга будет грациозно перетекать в другую даже в руках относительного “чайника” вроде меня. Малый вес (199 кг), его распределение, магическое управление гироскопическими силами, давление, которому подчиняются средства управления, – все это суммируется для достижения эффекта. Я часто думал, может ли человек, который не умеет ездить на велосипеде, поехать на мотоцикле... Если и сможет, то только на этом.

И давайте скажем прямо: я никогда не ездил на машине, которая поднимает передние колеса, когда даешь газ. Или которая делала из меня заику, хотя до красной зоны была еще треть шкалы. Если вы ищете дешевого, примитивного адреналина, то Fireblade выгоднее, чем кукурузные хлопья “Патерсон”.

Итак, CBR1000RR сделал то, чего я от него ждал. Вновь разбудил во мне сверлящее подозрение, что суперкары бесполезны. Когда для утоления адреналинового голода у вас есть Fireblade, Citroen C6 становится очень привлекательным.

“Огненный клинок” – точное определение сути этого байка и его способностей. Это сверкающее оружие, раскаленный докрасна инструмент, который легко и безболезненно крошит традиционные понятия о динамике. Хочу ли я такой?

Я даже взял рекламный буклет.

Что скажете?

Комментировать 0