Снегоходы в России: своей лыжней

Не оставить своего следа в истории снегоходостроения мы просто не могли. Не имели права.

Не оставить своего следа в истории снегоходостроения мы просто не могли. Не имели права. И как бы активно историки ни указывали на Запад, отмахиваясь от удачных - и весьма - попыток русских инженеров изобрести самоходный экипаж для движения по снегу, руку на создании саней с мотором мы набили раньше остальных.

Начало XX века - время, когда чересчур снежные и очень морозные русские зимы по-прежнему полностью лишали дорог, а двигателем внутреннего сгорания уже было сложно кого-либо удивить, ознаменовалось целой серией экспериментов. Поначалу изобретения походили одно на другое: на сколоченную деревянную раму с полозьями водружался мотор с приводом, который и приводил конструкцию в движение. Единого понимания, как именно отталкиваться от снега не было, поэтому каждый упражнялся, как мог.

Снегоходы в России: своей лыжней

Пожалуй, самым оригинальным оказался привод, реализованный на мотосанях Николая Коробанова. Вращающиеся части в нем заменяла пара палок-шатунов, за счет которых сани и отталкивались от земли.

Снегоходы в России: своей лыжней

Авиаинженер Сергей Неждановский пошел иной дорогой и вовсе отказался от идеи крутить землю. Вместо этого он решил отталкиваться от воздуха, разместив мотор сзади и приделав к нему воздушный винт. Испытания прошли в 1903-м году. И, хотя эксперимент был признан успешным и аэросани ушли в серию, через несколько лет Неждановский выдал иной аппарат, с приводом на колеса. Снегоход имел поворотную лыжу и легкую цепь, служившую гусеницей. При скудной на бумаге мощности в полторы лошадиных силы скорость аппарата доходила до 12 км/ч, а присутствовавшего на испытаниях Н.Е. Жуковского лично впечатлил тот факт, что даже по рыхлому снегу машина массой два с лишним центнера перла с невероятной легкостью.

Гусеницами весьма успешно занимался и Адольф Кегресс: в гараже Николая II сразу несколько автомобилей были оснащены его фирменным гусеничным приводом с рычагами и роликами. Однако, ни царский Rolls-Royce, ни массивный Packard не были так близки к типичному снегоходу, как… мотоцикл Кегресса с гусеницами позади. К сожалению, его век был короток.

Снегоходы в России: своей лыжней

Апгрейд гусеничного привода пришелся на годы Второй мировой. Движители Неждановского и Кегресса толкали по снегу и грязи десятки бронемобилей. Назвать эти килограммы боевой стали легкими и компактными аппаратами для снега было сложно, но того требовало суровое время.

Снегоходы в России: своей лыжней

Легкость пришла к нам в 60-е, когда НАМИ показал модель серии 095 - по-настоящему небольшой одноместный снегоход с двумя лыжами спереди и широкими гусеницами сзади. Однако популярным российский снегоход стал лишь в 73-м, когда на свежий снег вырвался "Буран": два места, 40 лошадиных сил, свыше 250 000 экземпляров за все время.

Снегоходы в России: своей лыжней

Да, на фоне того космоса, каким был успех канадского Bombardier, Россия значительно отставала, даже несмотря на тот факт, что ряд решений мы копировали почти без изменений. Например, в производство снегоходы шли с такой же рамой и такой же ходовой, что и на Ski-Doo. Тем не менее русский "Буран" добрался и до Антарктиды и за Полярный круг. След в истории? Вот же он.

Кстати, а вам самим случаем не доводилось сидеть за "бурановским" рулем?

Что скажете?

Комментировать 0