История снегохода: куда ведут следы

Если взять и задаться целью отыскать того, кто первым додумался сконструировать снегоход – легкую моторизованную штуку с лыжами и гусеничным приводом сзади, способную вытворять на снегу этюды шанхайского акробатического шоу, то в большинстве случаев попытки приведут в 1924-й год прямо в американский Висконсин к человеку по фамилии Элейсон.

Если взять и задаться целью отыскать того, кто первым додумался сконструировать снегоход – легкую моторизованную штуку с лыжами и гусеничным приводом сзади, способную вытворять на снегу этюды шанхайского акробатического шоу, то в большинстве случаев попытки приведут в 1924-й год прямо в американский Висконсин к человеку по фамилии Элейсон.

История снегохода: куда ведут следы

Оговоримся сразу, что не станем тянуть одеяло на себя и зазывать вас именно на эту историческую дорожку, но с великой долей вероятности, изучая историю снегоходостроения, вы пойдете именно по ней.

История снегохода: куда ведут следы

История снегохода: куда ведут следы

Нутро патриотов особо прогреет тот факт, что тропа эта (как и ряд других) пролегает через дореволюционную Россию и снежные эксперименты Николая Коробанова, еще на заре XX века показавшего диковинные самоходные сани с не менее диковинным "шатунным" приводом (вместо гусеницы в конструкции использовались… штанги, толкавшие аппарат вперед на манер лыжных палок). Однако если вам нужны дошедшие до наших дней документированные факты, то вот он, их главный носитель – инженер-механик Карл Элейсон. По мнению целого множества копателей истории, именно он и является официальным отцом снегохода в привычном для нас виде.

История снегохода: куда ведут следы

К слову сказать, в те древние времена о высшем пилотаже, как о пилотаже вообще, не могло быть и речи – уж больно неоднозначными и медленными выходили изобретения. В 1927 году, получив на руки первый официальный патент на только что усовершенствованный вариант мототобоггана – деревянного каркаса с полозьями вдоль боков (напоминающими индейские нарты), лодочным мотором и гусеницей с цепным приводом, американец принялся за тиражирование своего детища.

История снегохода: куда ведут следы

Простая, как табурет, конструкция оказалась настолько удачной, что лишь хилый 2,5-сильный моторчик с водяным охлаждением и радиатором от Ford T (главного на тот момент донора запчастей) попадал в список главных недостатков. Быстренько освоившись на снегу, покупатели желали ехать по нему быстрее, что спровоцировало мощностной скачок. Уже через пару лет, благодаря движкам от Harley-Davidson, Excelsior и Indian, мир получил 25-сильные версии мототобогганов и возможность выжимать по снегу доселе запредельные 65 км/ч, а Карл Элейсон – завидные славу и спрос, а в скором времени – и внимание со стороны американской армии, разглядевшей в снегоходе отличный транспорт для погружающейся в военные разборки Аляски. Пик продаж пришелся на 41-й год: сбыт гремел в унисон грому Второй мировой. В общей сложности штатовским воякам удалось отгрузить 150 снегоходов, что составило чуть ли не половину всего объема выпуска.
К концу сороковых, когда война перестала быть темой номер один, производство элейсоновских сноубайков уже находилось в канадском Онтарио. Десятки патентов вкупе с целым множеством техно-апдейтов сулили славное будущее. В 53-м компания выпустила K-12 — компактный двухместный сноубайк с движком средней мощности (использовался 8-сильный Briggs & Stratton), который уже без всякой натяжки можно было именовать Сводом Законов современного снегоходостроения. Окончательно наигравшись с размерами и компоновкой, создатели обрели уверенность и спокойствие перед днем грядущим.
А тем временем до грандиозного снегоходного бума оставалось меньше десяти лет...

История снегохода: куда ведут следы

Что скажете?

Комментировать 0