Джеймс о камерах на дорогах

Бывает ложь, наглая ложь и статистика. Особенно лжива статистика тогда, когда начинаются все эти утомительные споры о пользе спид-камер на дорогах.

Теоретически, а точнее, как говорят, если разобрать пишущую машинку, сложить детали в коробку и достаточно долго трясти, в конце концов она соберется сама.

Я не верю. Во-первых, трясти нужно очень долго, да еще и все время проверять. Потому что та же теория говорит, что собранная машинка тут же снова начнет распадаться на запчасти. Вот будет засада, если, прождав четыре миллиона лет, пока ваш Remington Excelsior самособерется, вы пропустите этот момент, отлучившись пописать, и он разберется снова!

Есть еще один пример, тоже с печатными машинками. Если посадить за них бесконечное число обезьян, то через какое-то время одна из них напечатает “Королевские Идиллии” Теннисона. И действительно, это совершенно логично: комбинация букв и пробелов конечна, а бесконечность – нет. Очевидно, Теннисон будет переть из обезьянок без остановки.

А с другой стороны, все это сущий вздор. Потому что это арифметика. С ее помощью отлично складываются числа, но на самом деле это просто другой язык, которым можно объяснить ту или иную вещь. Но с правдой он не имеет ничего общего.

Неправильное использование математики мы видим повсюду. В обзорах, финансовых отчетах, анализах пунктуальности работы железной дороги и – именно к этому пункту я пробираюсь – в обсуждениях пользы от видеокамер на дорогах.

Сначала оговорка. Все, выраженное в процентах или в виде графика, нужно принимать с большой долей сомнения, поскольку автору оно нужно для иллюстрации своего утверждения. Которое не всегда правдиво.

Например, недавно я прочел, что продажи Land Rover поднялись аж на 45%. С чего бы? Я помню, что они падали. Скажем, в 2007-м продали 100 Land Rover, а в 2008 году на 45% меньше. То есть сбагрили всего 55. Если продажи в 2009-м увеличились на 45%, то дела как будто пошли на поправку, но на самом деле было продано всего 80. Маловато.

Я видел график, показывающий доход от камер в сравнении с количеством аварий на дорогах. Доход от собранных штрафов взлетел, а аварий – сколько было, столько и осталось. Но обращаю ваше внимание: этот график представил противник камер. Можно подвинуть координаты и сделать так, что доходы не возрастут, а кривая аварийности обрушится вниз так же стремительно, как пианино на очередной Morris Marina. Оба графика будут правильны и в то же время бесполезны.

Вот что я подумал: мне ни разу еще не встречались подтвержденные статистикой добротные аргументы в пользу камер-ловушек. Но и ничего убедительного против них я тоже не слышал. Все доказательства слабы, и их легко опровергнуть.

Возьмем известную камеру на М11. Она собрала рекордную сумму, но и несчастные случаи участились, доказав, что она не работает. Я думаю, что плотность движения на М11 изменилась за те пять лет, которые ушли на исследование, и само определение “несчастного случая” тоже. Когда-то это значило, что тебя из покореженной машины выпиливают пожарные, а теперь только то, что ты испугался, когда вдруг надулась подушка безопасности. Так что есть несколько переменных, которые могут сделать это исследование совершенно ненаучным.

Эти камеры явно не для того, чтобы спасать жизни, а для того, чтобы делать деньги. Но только потому, что штрафы недостаточно высоки. Это очевидно: ведь народ по-прежнему носится как угорелый. И попадается. Если применить здесь мой тест “Радио 4” – а сможете ли вы защитить свою точку зрения в программе “Сегодня”? – то обе стороны выглядят довольно беспомощно.

А вообще, знаете что? Вот уже где все это сидит. Я смертельно устал от всего этого и решил, что единственное средство против камер – не попадаться.

Думаю, это довольно просто. Если у вас работает хотя бы половина мозга, можно запомнить, где стоят камеры. Ну, с патрулями, которые караулят на провинциальных шоссе и заставляют задуматься, стоило ли тратить столько жизней на победу над фашизмом, ничего не поделаешь. Но стационарные камеры всегда на своих местах, и они желтые. Просто притормозите, а по газам вдарите, когда будете уже в безопасности.

Я так и делаю. Я, что бы вы ни думали, очень часто езжу быстро, но права у меня с 1998 года чистые.

Ну, теперь мне конец.

Что скажете?

Комментировать 0