Bloodhound SSC: как это работает? Часть 1

Ракетомобиль, способный выдать 1600 км/ч

В среду на родине пирога с мясом суперпроект Bloodhound SSC наконец ожил. И грохоту было немало. В герметичном бункере, где раньше испытывали реактивные самолеты Tornado, Top Gear стал свидетелем самого крупного научного эксперимента нашего времени. Тут не было колб, спиртовых горелок или подставок с ретортами, зато был 450-килограммовый ракетный двигатель размером 3,5 м на 5,5 м с визжащим мотором от формульного болида в качестве бензонасоса. Такого большого ракетного двигателя не запускали в Великобритании 20 лет. Даже у Top Gear не было такого, когда самодельный Reliant Robin взлетал в космос!

Главный вопрос: зачем нужен подобный ракетокар с двигателем размером 3,5 м на 5,5 м? Будем надеяться, что эта ракета через пару лет разгонит автомобиль Bloodhound до 1600 км/ч. И поскольку гибридный ракетный двигатель еще ни разу не проходил испытаний, Ричард Нобль и его команда провели первый тест перед восхищенной аудиторией.

Слава Богу, британский Корнуолл не исчез с лица Земли, а двигатель сработал отлично. Он работал не в полную силу, но развил 6,4 тонны тяги. Энди Грин, исключительно храбрый человек, который собирается вести эту машину, сказал, что это "очень-очень серьезная заявка". Когда автомобиль пойдет на рекорд (в 2014 году в Африке), двигатель будет развивать 12,5 тонны, то есть 80 000 л.с. (почти как 1400 VW Up!).

Bloodhound разгонится до 1600 км/ч, используя три наших любимых компонента: мотор F1, реактивный двигатель Eurofighter и этот ракетный двигатель. Как все они работают вместе - сложный вопрос, почти бином Ньютона.

В теории до 480 км/ч машину разгоняет двигатель EJ200, взятый из Eurofighter Typhoon. Потом, когда Энди (кстати, бывший пилот истребителя) захочет перейти на сверхзвук, он нажмет несколько кнопок, и машина перескочит звуковой барьер. Для этого годятся разные ракетные двигатели, но конструкция Bloodhound весьма оригинальна. Это гибрид. Но не такой гибрид, как Toyota Prius или Porsche 918.

В мире ракетных двигателей есть разные варианты. Ракеты на твердом топливе, которые работают как фейерверки (зажигаешь, а остановить уже нельзя, она взлетает и взрывается). По бокам шаттла есть такие ускорители на твердом топливе, если что случится, их можно сбросить.

Ракета на жидком топливе работает на шаттле как основной двигатель. Они работают на смеси двух жидкостей: керосина и окислителя - вещества смешиваются и взрываются. Ракеты и на том, и на другом типе топлива опасны, особенно, когда человек находится совсем рядом, а машина летит аки пуля. Поэтому Blоodhound - гибридная ракета, у него и жидкое, и твердое топливо.

Твердое топливо - резина, оно не горит и не взрывается. Только плавится, если поднести к нему спичку. Поэтому, чтобы машина двигалась, перекись водорода (покрепче, чем та, которой ваша девушка осветляет волосы), накачивается через катализатор, где разлагается на воду и кислород. Из катализатора выходит очень горячий пар, который плавит резину, которая в свою очередь становится топливом, и кислород поджигает ее. Высвобождается огромная энергия. Уф-ф-ф…

Главное преимущество этой жутко сложной резиновой ракеты в том, что если что-то пойдет криво и Энди захочет остановиться, он остановит поток перекиси, закрыв клапаны и выключив насос (об этом расскажем дальше). Ракета выключится, а машина остановится. А значит, все безопасно. В ракетном смысле.

Все поняли? Отлично. Закрываем учебник и возвращаемся к своим нудным делам. Следующее занятие - завтра, в это же время.

Bloodhound SSC: как это работает? Часть 2

Что скажете?

Комментировать 0