Виталий Тищенко про Rolls-Royce и остальных

Phantom – автомобиль будущего, в котором нет узнаваемых цитат из мира ДВС

Работа автожурналиста – вы не поверите! – сильно расширяет автокругозор. Особенно работа в Top Gear. Особенно главным редактором. Помимо регулярного барахтанья на поверхности массового автопрома, она периодически позволяет нырнуть в глубины уникального инжиринга, где водятся по-настоящему удивительные и драгоценные создания.

Не буду скромничать: я из личного опыта знаю, как оглушительно рявкает, до икоты пугая португальских дедушек на малолитражках, Porsche 911 Turbo. Помню, как сипло, будто Дарт Вейдер, выдыхает перепускным клапаном куда-то в бардачок легендарный Audi Sport Quattro. Могу со знанием дела и пеной у рта поспорить, кто раньше уберется в кусты во-он в том повороте: Ferrari или Lamborghini.

Я бился головой о стрекозиные двери, садясь за руль Pagani, протирал рукавом наглухо запотевшие в дождь стекла Koenigsegg и ронял на асфальт антикварную форточку, выпавшую из крыла чайки Mercedes 300 SL. Катал девушку по Беверли-Хиллз на кабриолете Jaguar XKR-S, попадал в аварию на болиде Audi DTM и жал руку Михаэлю Шумахеру. Валил по гоночным Нюрбургрингу с Гудвудом на Aston DBS и Lexus LFA, по заполярным льдам на монстрах AMG, по Женевскому озеру на амфибии Land Rover...

И только на Rolls-Royce не ездил никогда – ни за рулем, ни чучелом, ни тушкой. Более того, при всем богатстве автомобильных возможностей это казалось мне вполне естественным. Английская королева, к примеру, не зовет на чашку чая в Букингемский дворец, сэр Пол МакКартни не приглашает спеть дуэтом, а Rolls-Royce не предлагает автомобилей на тест – что тут удивительного?

RR для меня существовал в каком-то параллельном мире – в мире дворецких в белых перчатках, лордов в белых сединах, шейхов в белых дишдашах и десятикаратников в белом золоте. Наши миры категорически не пересекались: банк не торговал семечками, я не давал взаймы. И вдруг (а как же, это всегда бывает вдруг) недавно я все же высадился на планете Rolls-Royce.

Виталий Тищенко про Rolls-Royce и остальных

Думаю, Нил Армстронг, первый человек на Луне, меня поймет – хотя золотой медали Конгресса мне за это не дали. Просто отвезли бизнес-классом в Ниццу (в соседнем ряду сидела Ксения Собчак), поселили в бутик-отель, в числе прежних владельцев которого числится граф Строганов, покормили в мишленовском ресторане с интерьером от Филиппа Старка (за соседним столиком ел Льюис Хэмилтон) и пустили за руль Phantom Saloon и Phantom Coupe. Новейших Series II.

Скажу честно: кровь моя от этого не поголубела, а творческий отчет о проделанной работе можно прочесть в TG № 84. Однако в него вошло не все – и я решил вернуться к RR в этой колонке. Дело в том, что он меня удивил. Я ведь был уверен, что автомобилю, который не набирает 450 км/ч, не развивает 3000 л.с. или хотя бы не проходит тысячу миль на двух пальчиковых батарейках, это нипочем не удастся.

Rolls-Royce удивил меня, потому что оказался совершенно не тем, чем я его себе представлял. Античный радиатор с серебряной статуэткой заслонял от меня его истинную суть – и я опрометчиво считал RR просто пафосным ретрокаром, передвижным памятником большим деньгам и золотым денькам автороскоши. Родным братом старого Bentley Arnage или нового Mulsanne. В конце концов они ведь долго были родственниками, а с Bentley я знаком неплохо. Но оказалось, что общего у них сейчас – только литые дефлекторы вентиляции с вытяжными ручками типа “подсос”.

Несмотря на “спортивный” имидж и великолепную инженерию VW Group, идеологически Mulsanne – экскурс в прошлое. Подчеркнуть древность и величие своего аристократического рода он пытается возвратом из десятых годов XXI века в пятидесятые-шестидесятые XX в. Это поддельный викторианский замок с евроремонтом: аутентичная кожаная мебель, ореховые панели и куча современных удобств, слегка стилизованных под старину – как анодированный “под бронзу” смеситель в ванной. Мириады ручек-кнопок с хромированными ободками, которыми покрыта центральная консоль, – это пульт от телевизора B&O, который хоть и вставлен в золоченую раму, на портрет прапрапрадедушки все равно не похож. Любой блондинке сразу ясно, что хозяину этого дома-музея наверняка сильно за 60. И без голубой таблетки из хрустальной вазочки на чипендейловской тумбочке в кровати с ним делать нечего.

По сравнению с этим антик-хайтеком Rolls-Royce снаружи и внутри прост, как развозной фургон (я сейчас не о коже, дереве, металле и овчинных коврах по щиколотку). Завладев одним из самых древних брендов, BMW десять лет назад построил автомобиль будущего, в котором нет узнаваемых цитат из мира двигателей внутреннего сгорания. Там оттолкнулись от понятия “роскошь” тех времен, когда государствами правили короли, а транспортом монарха была карета. С этой точки зрения даже Mini – куда большее ретро, чем RR. А RR – больше дворец эпохи Возрождения, чем автомобиль: с выверенными архитектурными пропорциями и задним диваном, который без переделок встанет у камина.

Bentley – открытая операционка Android. Его кнопки говорят: “Смотри, как много всего ты можешь настроить под себя!” RR – это iOS: c маниакально-джобсовским упрямством он прячет от пользователя все, кроме непринужденного удобства пользования собой. Его поверхности плоски, как у айфона, и оттого всегда актуальны – невозможно выйти из моды, если не знаешь, что это такое.

А последним аргументом в пользу современности Rolls-Royce для меня стал тюнинг. Как-то в Москве я видел (и даже сфотографировал) совершенно черный и цельноматовый – от крыши до колесных дисков – Phantom с номерами “AMP”. Дичь, конечно, но вы можете хотя бы представить себе такой Bentley Mulsanne? И не только вы. Даже безбашенный Mansory оклеивает карбоном лишь Flying Spur и Continental GT – на Mulsanne рука не поднимается. А вот из Phantom он сделал безумный Conquistador.

Так что – виват, Rolls-Royce! Я рад, что посетил твой мир: оказывается, суперденьги годятся не только на то, чтобы тыкать ими в нос всем, у кого их меньше. Они позволяют купить безумно интересную машину – хотя она не развивает 450 км/ч и 3000 л.с. Впрочем, это справедливо не только для Rolls-Royce.

Хотя все остальное дешевле.

Виталий Тищенко
главный редактор TopGear Russia

Что скажете?

Комментировать 0