Skoda Octavia для души

Top Gear сгонял в Чехию, чтобы попробовать настоящего “Старопрамена” и покататься на двух Skoda Octavia – современной и аутентичной. Было круто

Skoda Octavia для души

Так вот что, оказывается, чувствуют люди, готовые провалиться сквозь землю. Так себе ощущеньице, да уж... Наш автомобиль замер у пасторальной обочины неполадку от Млада-Болеслава, а хозяин Octavia Combi 1964 года, еще две минуты назад вполне радушный и приветливый, теперь бессистемно перемешивает чешские и английские ругательства и силой пытается воткнуть первую передачу. Тщетно. Все идет к тому, что я сломал коробку на классической Skoda!

Ну, не кощунство ли? Немногим лучше, чем окурком прожечь подлинник “Завтрака на траве”. И ведь лично мне старые автомобили дороги не меньше, чем ценителю импрессионистов – полотна Моне, Сезанна или Дега. Олдтаймер, ни секунды в этом не сомневаюсь, тот же слепок эпохи, запечатленный в металле и пластике и для полноты ощущений снабженный колесами. Банально, но это и впрямь машина времени, способная без всяких там пространственно-временных континуумов перенести вас в прошлое. Словом, когда друзья из Skoda предложили лично познакомиться с Octavia 60-х годов, радости моей не было предела.

Skoda Octavia для души

Два часа лета, и в пражском аэропорту Рузине я пересаживаюсь на вдоль и поперек изученные современные Octavia. Семь десятков километров до Млада-Болеслава подтвердили уже тысячу раз сказанное – классный автомобиль! Просторный, добротный с отлично настроенной подвеской и бойкими моторами. С ним так легко и удобно делить будни, при этом... абсолютно не замечая его присутствия.

Оригинальная Octavia – совершенно другая. Эта Skoda, дебютировавшая еще в 1959-м, – по большому счету пример неспешной технической эволюции. Само название Octavia, то есть “восьмая”, указывает на порядковый номер массовых моделей чешской фирмы с хребтовой рамой и 1-литровым бензиновым мотором. В плане техники Octavia во многом походила на предвоенный Popular, но в смысле дизайна уже в 60-х слыла продвинутой “европейкой”. Строгая и выразительная решетка радиатора, наплывы передних крыльев – элемент, который спустя четверть века Opel использует на Corsa A, едва заметные килевые плавники как реверанс в сторону моднючей автомобильной Америки. Полвека назад Octavia выглядела маленьким шедевром, таким же она остается и сегодня.

Skoda Octavia для души

Внутри шедевр Skoda... еще меньше. Места за рулем катастрофически мало, и я против воли опускаю стекло и высовываю локоть наружу. Отличительная привычка любого армянского таксиста – единственный способ существования в народном автомобиле родом из 60-х, при росте 1 м 85 см во всяком случае.

Эффект погружения в эпоху – незабываемый. В ранних Octavia не предусмотрены ремни безопасности, регулировки сидений и даже наружные зеркала заднего вида. Есть радио, увы, без MP3-плеера и поддержки Ipod, и даже навигация – пожелтевший от времени дорожный атлас. Рабочее место вполне знакомо. Три педали, причем все напольные, рычаг механической коробки, расположенный на полу. Понимающе киваю Петеру Черны, хозяину вишневого универсала, который объясняет, как включаются передачи по зеркальной от привычной нам схемы: первая направо и наверх, а задняя – налево и вниз. Все понял, да, ясно...

Skoda Octavia для души

Кто бы мог подумать, что через каких-то пять минут я начисто забуду. казалось бы. нехитрую науку?! Успешно тронувшись, не заглохнув и почти без проблем добравшись до третьей передачи, затем я совершил чудовищную ошибку – перед поворотом попытался включить вторую на современный манер... Джезус крайст – только не это!

Слава автомобильному божеству, заднюю я все же не врубил. И дело окончилось не поломкой коробки, а лишь заклинившей тягой и парой седых волос на совсем еще молодой голове владельца. По-любому прости меня, Петр, я больше так не буду! Прижатый бременем ответственности за сохранность исторического наследия, я все же рискнул попробовать в деле еще одну Octavia – седан, с рычагом трансмиссии расположенным на рулевой колонке. На этот раз обошлось без членовредительств. И совсем короткая 30-километровая поездка оставила совершенно неизгладимые впечатления. По нынешним стандартам автомобиль из 60-х кажется питекантропом – он плохо разгоняется, плохо тормозит, плохо управляется, оставаясь при этом шумным, пахучим и не шибко мягким на ходу. Теперь мне совершенно непонятно, как при подобном уровне развития техники в один год с дебютом оригинальной Octavia человечество запустило в космос первый искусственный спутник Земли.

Skoda Octavia для души

Но кому какая разница, если из-за руля Skoda вылезаешь с идиотской улыбкой от уха до уха? Души в этом ветеране, мотор которого перегревается даже на небольших подъемах, а передачи включаются с видимым трудом, – на десяток современных средств передвижения. Вот почему люди сворачивают головы нам вслед, с радостью демонстрируют большие пальцы рук и просто доброжелательно улыбаются. Объективные недостатки “старичка” на самом деле не что иное, как его скрытые достоинства – ведь на Octavia ты не едешь, ты управляешь им! Чувствуете всю колоссаль разницы?

Короче, я себе уже все доказал. Из поездки на родину Skoda я вернулся с непреодолимым желанием купить классический автомобиль. Не знаю, какой марки и модели он будет, не уверен, когда точно все случится, знаю только, что это произойдет обязательно.

Skoda Octavia для души

Текст Михаил Медведев
Top Gear

Что скажете?

Комментировать 0