Спор по мелочи Fiat Panda или VW Up?

Нужен маленький сити-кар? Итальянский или немецкий? Перекроенный или с иголочки новый? Джеймс Мэй выдвигает “за” и “против”

Итак, вы пришли сюда в поисках истины, а истина рождается в споре.

Соль вот в чем: мне нравится новый Fiat Panda, а Пол Хоррел предпочитает VW Up!. Я знаю Пола лет двадцать, и он умный мужик, поэтому спор должен был получиться блестящим: с уколами язвительного остроумия и нокаутами убийственных ремарок.

Жаль, что состоялся он в душной, тесной переговорной, а не в пабе, где пиво одинаково эффективно поставляет порох для словесной перестрелки и убивает логику. Оттого разговор вышел очень уравновешенным и умным. Но Пол все равно неправ...

Пол Хоррел: Когда я впервые увидел Up! живьем, он мне понравился меньше, чем концепт. Тот был истинно дизайнерским – весь такой упорядоченный и строгий.

Джеймс Мэй: Ага. А еще мотор у него был сзади и работал на антивеществе. Но в итоге получился просто микрохэтч.

ПХ: Считается, что Panda – отличный автомобиль, потому что у него есть TwinAir с турбиной. Примерно €1500 сверху… {Будет еще и нетурбированный TwinAir}

ПХ: (продолжает) …так-с, значит слишком много денег за один только мотор. Мы же говорим не о тех, кто покупает Fiat 500. У них этих денег завались. Вот и берут 500 – почему бы не купить вариант покруче? Не тот контингент, который покупает Panda. Хотя есть одно исключение – ты…

ДМ: Что ты сказал?!

ПХ: Я говорю, что большинству из тех, кто покупает Panda, нужен просто дешевый автомобильчик.

ДМ: Да, поэтому я и его и купил.

ПХ: Чудненько. Но у тебя же есть еще и Ferrari. {Нужно сказать, что товарищ Хоррел в душе коммунист. “Ferrari” он произносит, презрительно скривив рот.}

ДМ: (возмущенно) Ну, не тратить же мне деньги на всякую ерунду только потому, что она ностальгирует по 50-м? Я все же считаю, что главная привлекательность мини – в перформативе, а не перформансе. А в этом Panda даже и без великолепного мотора живет частица души Карузо.

Спор по мелочи Fiat Panda или VW Up?

ПХ: Да. Он поживее. Up! невероятно тихий, качественный и кажется очень прочным. Но какой-то он очень германский, солдафонский...

ДМ: А мне нравится салон – хорош даже на чрезвычайно взыскательный вкус. Он выдержан по стилю.

ПХ: А в Panda есть такие вещи – ну, просто как гигантская мельница для перца в траттории.

ДМ: Да, не без вульгаризмов. {Господи, чушь какая, что ты несешь!} Пластик у итальянцев кажется одноразовым. А у немцев он будто титан.

ПХ: Ага, будто из него можно весь автомобиль построить.

ДМ: Точно. Да и “Панда” – название для автомобиля дурацкое. Но милое. Редкое животное с симпатичной мордашкой. А в Up! этот восклицательный знак – просто идиотизм. Не знаешь, что и думать.

ПХ: И машине он не идет.

ДМ: Ну да. Это же серьезный маленький VW. Ненавижу, когда микролитражки пытаются делать шибко умными и продвинутыми. Словно в качестве компенсации за то, что они маленькие. И дают им названия вроде “iQ”. Типа: “Может, я и мал, но не унываю: весь такой жизнерадостный и позитивный!” К черту. Просто назовите его VW Small Car или как-нибудь вроде этого. Знаю, по этому поводу я заводился уже не раз. Но мини-кары существуют потому, что они всех устраивают как автомобили, а не потому, что должны спасти человечество.

ДМ: (возвращаясь к вопросу) Так что бы ты выбрал, Хоррел? Давай, говори.

ПХ: Я бы взял Up!. Потому что {запинается, думает} …меня все больше волнует качество хода. И ощущение целостности. И у Panda в этом отношении все в порядке, но Up! гораздо лучше. И более сдержанный дизайн мне больше по душе. Он строгий, но не безликий.

ДМ: И в красном выглядит отлично.

ПХ: Да. Хотя Panda мне нравится тем, что не настолько прямолинеен. Up! – это мини-VW. {Думаю, Хоррел хочет сказать (и если так, он прав), что Up! – просто удобный карманный формат определенной философии автопроизводителя, восходящей к большим тиражам. Panda – сам по себе, он менее явно напоминает другие модели.}

ДМ: Согласен. Мне тоже нравятся немецкие тачки, и мы хотим, чтобы жизненно важные вещи делали немцы. Но Up! меня разочаровал: слишком уж незатейлив. Маленькая машинка, и все. У Panda вольностей больше. Up! чрезвычайно качественно сконструирован, но он словно сделан для людей, которые считают, что их телефон лучше, потому что на нем всего одна кнопка.

Спор по мелочи Fiat Panda или VW Up?

ПХ: Да, и удобств у Panda больше. Например, полочка перед пассажиром – туда можно кидать всякую всячину. Все это будет дребезжать на ней и бесить меня, но у меня на этот счет пунктик. А других это не бесит.

ДМ: Да, у меня такой же пунктик. Если бы я конструировал маленький автомобиль, то сделал бы поверхности такими, как на автомате для пинбола. Чтобы на них вообще ничего нельзя было положить. Ладно… вот купишь ты Up!, как ты говоришь, и люди тебя спросят: какая у тебя машина? Что ты им ответишь?

ПХ: Что у меня VW Up.

ДМ: А как бы ты произносил восклицательный знак?

ПХ: А я его пишу без восклицательного знака. Я надеюсь, что он в конце концов отпадет – в силу всеобщего неприятия. {Это уже не коммунизм: на этот раз он признает, что воля народа не подчиняется никакой силе, о чем нас предупреждал Стейнбек. Я согласен. Согласен с Хоррелом! Это слишком сложно объяснить, если вы не разбираетесь в маркетинге.}

ДМ: Можно содрать его и налепить его на чужую машину, особенно какому-нибудь ханже. {Lexus LS 600h!} Однако продолжим. Не кажется ли тебе, что Panda стал слишком велик?

ПХ: С каждым поколением автомобили растут, потому что люди хотят от них большего. И дизайнеры идут на поводу у клиентов. Например, делают больше багажник.

Спор по мелочи Fiat Panda или VW Up?

ДМ: Да, но запросы у клиентов бывают идиотские. Кто будет забивать доверху багажник в мини-каре? Если тебе нужен большой багажник – купи большую тачку.

ПХ: Точно. Все равно что купить пианино и жаловаться, что оно не звучит, как орган. И вообще, я предпочту минус 10 см в длину, чем плюс 10 л в багажнике. Ведь в городе я всегда паркуюсь параллельно. А Up! парковать легче. И он легче. И экономичнее. И неужели Panda обязательно нужно быть таким высоким?

ДМ: У меня на этот счет есть теория. В 80-х и 90-х компактные автомобили постепенно выросли. Ради сохранения привлекательности мини-кара и его практичного облика приходится воспроизводить пропорции Mini. А для этого надо поднимать крышу, ведь тогда автомобиль выглядит коротеньким и толстеньким. Клянусь, что если опустить крышу Panda на 10 см, он будет похож на хэтч. Потому что он не маленький. Он огромный – больше моего Panda. Не кажется ли тебе, что производители уже не осмеливаются сделать машину дешевой, маленькой и утилитарной?

ПХ: Да, именно так. Они не верят, что найдется достаточно людей, которые купят нечто совсем уж базовое. Такое проходит с ручками – простые шариковые делают до сих пор, но не с машинами.

ДМ: Нельзя же просто пойти и взять с полки другую машину. Но я тебя понял.

ПХ: Здесь главное решить, что убрать. Возьмем, к примеру, Toyota Aygo. Петля двери багажника – это еще и контакт, причем петля всего одна. И свет в салоне зажигается при открытии только водительской двери. А у Up! дверь багажника стеклянная – больше ничего и не надо. Каждый раз, как поезжу на Up!, он кажется все лучше и лучше.

Спор по мелочи Fiat Panda или VW Up?
Спор по мелочи Fiat Panda или VW Up?

ДМ: Ну хорошо, вот смотри. Мне нравится Panda и нравится его водить. Мне нравится, как он едет. Мне нравится, что он называется Panda. И что у меня уже есть Panda, и вообще я фанат Panda. И это Fiat, а маленькие Fiat забавны. В Up! приятно сидеть – он сделан со вкусом, и он действительно мини. И как ты говоришь, у него хороший ход, он приятный и шустрый. Но он такой… убийственно простой. А у Panda есть интересные цвета и интересные мотивы – круглые квадраты.

ПХ: Квадракруги? Ну, это еще цветочки, бывает гораздо вульгарнее. {Должно быть правильное слово для квадрата с выпуклыми сторонами, но мы его не знаем.}

ДМ: Мы тут и не спорим почти. Давай-ка, убеди меня, что мне нужен Up!. Автомобиль, который до того хочет показаться интеллектуалом, что аж противно: мещанство чистой воды. Ну что, съел?

ПХ: И даже не подавился. Ведь Up! просто невероятно хорош. Что еще? Об этом много говорят, и я слышал от кого-то такой аргумент: “Этот автомобиль правилен до зевоты”. Ничего подобного. Он просто очень хорош. В Up! бездна смысла.

ДМ: Согласен, есть прелесть в вещах, которые просто работают. Но Panda интереснее. Может быть, они оба нас несколько разочаровали? Up! не умеет летать, а Panda слишком растолстел.

ПХ: И все равно вместо Polo я возьму один из них.

ДМ: Согласен. И я на распутье. Свою машину я сменил бы на простой маленький автомобиль, потому что я в него верю. Так купил бы я новый Panda или Up? Меня соблазнил бы Up!, потому что он реально мал – но не убийственно мал, как Smart. Но с Panda я, наверное, буду счастливее. Ездить на мятом Panda – конечно, позор, но не конец света. А Up! придется ремонтировать.

ПХ: К тому же мы всегда исподволь сопротивляемся неизбежному. А то, как VW ворвался в нишу мини со своими феноменальными объемами производства, – неизбежность. Такое ощущение, что мы не хотим, чтобы он снова победил. И кроме того, мы с давних пор любим итальянские машины.

ДМ: Да. Итальянцы где-нибудь да налажают – это так умиляет! В моем Panda дребезжит кнопка борткомпьютера – зудит, как комар. Up! практически идеален. Но у него торчит восклицательный знак. А как тебе известно, его ставит тот, кто боится, что смеяться над его шутками не будут. Думаю, я оставлю свой старый Panda. В Up! просто нет фана.

Спор по мелочи Fiat Panda или VW Up?

ДЖЕЙМС МЭЙ. ИТОГИ:

Если давать настоящий, реальный совет “нормальным людям”, которым просто нужна дешевая машина, то получится вот что. VW меньше, поэтому горожанам будет важно, что его удобно парковать. Panda немного больше, следовательно, вместительнее, но больше народу в салон не сядет. Panda может показаться немного дороже, но только если судить по варианту с модным (и потому дорогим) TwinAir. Если взять обычный 65-сильный мотор, то цены будут ближе. Up! создает ощущение надежности, потому что он – детище VW, а Panda слегка беспечен, ведь его придумали итальянцы. Оба – автомобили достойные, и оба справляются со своим делом.

Но что насчет “не хватает смелости”, как сказал Хоррел? Действительно, есть такое. Panda слишком вырос: на свете больше нет реального мини-”Фиата”. VW замечательно коротенький и при этом может быть четырехместным, но он непрактичен... Машина, которую можно мыть из шланга внутри и снаружи (и в том ее сакральный смысл), скорее всего уже в прошлом.

Но есть проблема. Автомобиль никогда не будет одноразовым, как шариковая ручка, потому что даже дешевый автомобиль дешев только по меркам автомобилей. Он все равно стоит денег. Обшив сиденья тряпкой и убрав тахометр, не сэкономишь кучу бабла, потому что больше его уходит на конструирование и дизайн. А у маленькой машины процессы те же, только материала поменьше.

И единственный реалистичный способ сделать простой, дешевый автомобиль – уменьшить расходы на его производство. У Гордона Мюррея с iStream, может быть, и получится...

ТЕКСТ: ДЖЕЙМС МЭЙ, ПОЛ ХОРРЕЛ. ФОТО: РОУЭН ХОРНКАСЛ

Спор по мелочи Fiat Panda или VW Up?

Цифры:Fiat Panda Easy 0,9 TwinAir 5-дв, 2 цил., 964 см3, 65 л.с., 88 Нм, 0-100 км/ч за 15,7 с, 159 км/ч, багажник 225/870 л, 365/164/155 см, €13 100(в Германии),

Цифры:Volkswagen Up! High Up 1,0 3-дв., 1,0 3-дв., 3 цил., 999 см3, 75 л.с., 95 Нм, 0-100 км/ч 13,2 с, 170 км/ч, 4,7 л/100 км, багажник 251/951 л, 354/164/149 см, , €12 700 (в Германии),,

Что скажете?

Комментировать 0