Touareg'и в пустыне

Все, что у нас есть, – шесть новых Touareg, неделя времени и бесконечность Южной Африки. Но если собрать все это в кучу, получится незабываемое путешествие!

“Вот здесь, в Ботсване, – наши провожатые немцы тыкают в карту, – очень красиво!” В Танзании и Кении тоже очень хорошо. И в Кот-д'Ивуар здорово, только не очень уютно оттого, что все вокруг, даже дети, ходят с “калашниковыми”. Матиас и Роберт говорят об Африке как о втором доме, они провели тут много времени. По сравнению с ними мы – вшивые туристы. У нас безопасный маршрут, безопасные автомобили и почти безопасная страна ЮАР. В ней нет и половины африканских бед, присущих Черному континенту, – ведь это самая богатая и развитая страна Африки.

Сюда бегут эмигранты из нищих африканских стран, здесь они пытаются найти работу и жилье. Правда, очень часто дело заканчивается обыкновенным бандитизмом. Самым популярным преступлением в Кейптауне считается угон автомобилей, причем чаще всего угоняют микроавтобусы. Чтобы не утруждаться взломом, бандиты просто подсаживаются к вам на светофоре или под видом пассажиров и говорят, куда ехать. Если поедете по указанному адресу, вас убьют, как только вы остановите машину. Никакие переговоры не работают. Единственный шанс спастись – незамедлительно выскочить из машины и бежать изо всех сил. Свою машину вы больше не увидите, зато останетесь в живых.

Touareg\'и в пустыне

Единственное первое место, которым ЮАР не стоит гордиться, – распространение СПИДа, по которому эта страна лидирует в мире. В ООН подсчитали, что им заражены около 20% жителей Южно-Африканской республики. То есть каждый пятый. Даже у самого экстремального любителя секс-туризма эта цифра должна вызвать дисфункцию...

Под колесами монотонно хрустит рыжая Африка. Горный пейзаж за окном не меняется уже несколько часов, сотовая связь пропала еще при выезде из Кейптауна – и не появится больше ни на секунду на протяжении всех восьми дней путешествия, пока мы снова не вернемся в Кейптаун. Не отмеченную на карте дорожку, по которой колонна “Туарегов” угрюмо ползет на очередной перевал, окутала густая, едкая пыль. Если не включать рециркуляцию или открыть окно, через полчаса весь салон покроется ею. Если бы пыль можно было продавать на международных биржах, Африка давно бы заткнула за пояс остальной мир. Раскаленная, играющая невероятно яркой палитрой днем, ночью Африка засыпает крепко, как уставший шахтер. И она такая же черная. Она давит своей незыблемой, высасывающей перепонки тишиной и трехмерным небом. Черным, бездонным, густо смазанным звездами.

Touareg\'и в пустыне

Кажется, мы пробили колесо. Шины здесь никто не считает, потому что под колесами острые камни. Мы едем будто по полю сражения древних людей, оставивших после себя миллионы заточенных камней, которые они привязывали на концы копий. Люди ушли в историю, а вечные камни ранят и сейчас. Мои чувства подводят меня: мы трясемся на этих камнях не первый час, и понять, что ты проколол колесо, не так-то просто. Но самое опасное не это. Прежде чем остановиться, необходимо предупредить по рации коллег, иначе наш неподвижный Touareg станет неприятным сюрпризом для тех, кто идет следом. Из-за пыли они вряд ли заметят нас раньше, чем за пять-десять метров. А ширина горной дороги не позволит объехать. И тогда…

Touareg\'и в пустыне

Мы все-таки пробили его. В первый же день. Ладно, не беда... Сейчас, в ноябре, тут начинается весна, и солнце иссушает все, в чем есть хоть капля влаги. На улице около 30 градусов жары, и если вы попробуете снять колесо голыми руками, получите первоклассный ожог от раскаленного диска. Поэтому все что нужно – перчатки и головной убор, чтобы не пустить слюни от солнечного удара. Ну и запаску неплохо бы. А у нас – только докатка. “Лучше, чем ничего”, – успокаиваю я себя, глядя на отсутствие у нее какого-либо протектора. Узенькое лысое колесо на острых камнях не продержится и суток. А ближайший шиномонтаж... “Шино” что? Мальчик, ты откуда?

Для нашего путешествия немцы раздобыли в ЮАР шесть новых Touareg. Говорят, это было невероятно сложно. Несмотря на развитую автомобильную промышленность и великолепные асфальтовые дороги, “Туареги” пришлось стрелять поштучно в салонах Кейптауна и Йоханнесбурга. В ЮАР много автомобильных заводов. Есть свой и у “Фольксвагена”, да только больно уж дорог Touareg, чтобы быть здесь популярным. Гнать сюда леворукие машины из Европы невыгодно ни в каком смысле: осваивать левостороннее движение намного проще на машинах с правым рулем. Тем более что большую часть маршрута мы проделаем по дорогам, где нет ни права, ни лева, – это просто грунтовки, каких тут абсолютное большинство.

Touareg\'и в пустыне

Во всем, кроме правого руля, это самые обыкновенные “Туареги”, которые продаются по всему миру уже довольно давно. Турбодизельный V6 в 240 коней и 550 ньютон-метров. Прекрасный мотор! Ни к нему, ни к коробке, ни к подвеске у нас нет никаких претензий. Из недостатков – только сверчок в салоне и подрулевые переключатели, которые переехали с леворульного варианта вместе с колонкой. У праворуких японцев, например, переключатели расположены наоборот. И это правильнее, поскольку наиболее важный переключатель “свет-поворотники” должен быть под той рукой, которая не переключает передачи...

Добрались до дюн. Каждый, у кого есть полноприводная тачка и немного денег, сможет куролесить тут хоть целый день. Завязнуть в таком мелком песке – нечего делать, поэтому техника управления здесь должна измениться. Все движения рулем плавные, никаких выворотов от упора до упора. Тормозом можно не пользоваться, особенно при езде с горы, чтобы передние колеса не нагребали впереди себя кучи песка. Но главное – газ. Обращаться с ним нужно аккуратнее всего. Сильно не давить и стараться держать постоянным, не давая машине поводов зарыться. Езда по дюнам, кстати – любимая развлекуха арабских джиперов. Если вы откроете автомобильный журнал в каком-нибудь Абу-Даби, в тесте внедорожников обязательно увидите испытания на песке. И если вдруг внедорожник с песком не справляется, он получает обструкцию, сравнимую с изгнанием в пустыню. Volkswagen это понимает, поэтому придраться к его проходимости в песке сложно. Да, я, конечно, оторвал пластиковую губу с переднего бампера на особенно крутом перепаде дюн, но только и всего.

Touareg\'и в пустыне

Для того чтобы передать эту опустошающую красоту на фото или видео, нужно быть гением. А для того чтобы ее увидеть и осознать, нужно просто сюда попасть... Редеющие горы расступаются перед бесконечной пустыней. Через нее проходит только одна дорога: мы поедем по ней. Если по пути с нашими машинами что-нибудь случится, из них мы построим себе шалаши. А когда закончатся запасы еды, кинем жребий, кого есть первым... Вокруг на три Англии – ничего. Нет, серьезно: пустыня Кару по площади – как три Англии. И единственная дорога через нее – это просто укатанный грунт. Вся земля покрыта иссохшей колючкой и мелкими кустами по колено ребенку. Здесь никто не живет. Только пару раз нам навстречу попались трепаные пикапы, несшиеся во весь опор. Если остановиться и выйти из машины, вас собьет с ног сильнейший ветер, гуляющий по прерии беспрепятственно.

Сделав круг, возвращаемся в Кейптаун. Под колесами возникает прекрасное асфальтовое шоссе, на котором есть даже грунтовые ловушки – если на спуске у вас вдруг откажут тормоза. На обочинах растут африканские трущобы – месиво из картонных коробок, резаных бочек и развевающегося на веревках белья. Ходить здесь смертельно опасно, хотя есть дельцы, которые водят сюда белых на экскурсии. Но если отбиться от экскурсовода, вас обязательно ограбят и, вполне вероятно, убьют.

Touareg\'и в пустыне

Но ЮАР – это не трущобы. Это контраст дикости и чистоты. Вкуснейшее вино, богатый воздух, слияние двух океанов у подножия красивых гор. Ученые говорят, что Кейптаун для жизни – лучшее место на Земле. Присоединяюсь. Бывал в разных красивых местах, но это западает в душу совершенно по-особенному. С высокой горы я смотрю на океан, плавно переходящий в горящее закатом небо. И стоящий рядом коллега вдруг точно выражает охватившее меня чувство: “Не все еще места на планете проср...л человек”.

ТЕКСТ И ФОТО: АЛЕКСЕЙ ЖУТИКОВ

Что скажете?

Комментировать 0