Разрушение легенды

О мифах, Ford T и черном цвете

Кстати, история про черный цвет "Жестянки Лиззи" имеет прямое отношение к эффективности производства. Дело в том, что кузов автомобиля в то время окрашивался по той же технологии, что пианино и рояли. Эмаль наносили в несколько слоев, после каждого необходимо было просушивание в печи, так вот черная краска банально высыхала быстрее других.

До 1914-го когда объемы производства составляли десятки тысяч автомобилей в год – это не имело значения. Поэтому ранние Ford T были и синими, и зелеными, и желтыми. Но когда конвейер в Хайленд-Парке заработал на полную мощь, Генри решил, что за столь низкую цену – а базовая стоимость машины к тому времени сократилась до $500 покупатели могут смирится и с отсутствием выбора цветов.

На Discovery Channel выходит чудесная передача Mythbusters в русском варианте переведенная как "Разрушители мифов". Не видели? Кстати, отличный продукт – всегда стараюсь посмотреть, когда натыкаюсь. Жаль, что веселые бородачи-ведущие Джейми и Эдам не касаются автомобильной тематики – здесь легенд, мифов и другой дребедени, требующей немедленного разрушения, просто море разливное.

Разрушение легенды

Ну а что же мы? А мы, между прочим, не хуже многих – в смысле покрошить автомифы в мелкий винегрет и в TG не дураки подобрались. Вот для затравки общеизвестный факт и его тотальное развенчание. Кто не слышал фразу легендарного Генри Форда, мол, "покупатель может выбрать любой цвет для Ford T при условии, что этот цвет – черный"? Глупый вопрос – конечно, об этой нетленке знают все. В аутентичности самой фразы также сомневаться не приходится. Ее может отыскать всяк желающий – достаточно лишь открыть автобиографию Форда My Life and Work, впервые изданную еще в 1922-м. Глава четвертая, страница 71. Но если столь уверенно об отсутствии выбора цветов для Ford T заявляет сам создатель, то какие могут быть сомнения в истинности утверждения?

Но вас самих-то никогда не смущало, что на фотографиях встречаются "тэшки" чуть ли не всех оттенков радуги? Неаккуратная работа реставраторов? А вот и нет. Просто Ford T – уж извини старина Генри! – далеко не всегда был только черным. Начиная с дебютной осени 1908-го и вплоть до 1914-го "Жестянка Лиззи" окрашивалась в зеленый и желтый, красный и синий, серый и белый. Выбирай любой! И только затем машина неожиданно и, как казалось бесповоротно, почернела.

Разрушение легенды

С чего вдруг? Дело здесь отнюдь не в странной прихоти Генри, а, представьте себе, в технологической необходимости. Просто деревянные кузова в то время окрашивались примерно по той же технологии, что пианино и рояли. Эмаль наносили в несколько слоев, причем после каждого требовалась просушка в печи. И оказалось, что черная краска банально высыхала быстрее других.

До 1914-го, когда объемы производства Ford T составляли "лишь" десятки тысяч автомобилей в год – это не имело особого значения. Поэтому машины первых годов выпуска были и синими, и зелеными, и желтыми, и серо-буро-малиновыми. Когда же конвейер на сверхсовременном заводе Хайленд-Парк заработал на полную мощь, а ежегодный тираж модели перевалил далеко за 100, а потом и за 200, и за 300 тысяч, то и каждая секунда оказалась на счету. Тогда-то Генри и решил, что за рекордно низкую цену покупатели должны смириться и с отсутствием выбора цветов. На том и порешили.

Кстати, с 1926-го "жестянки" вновь расцвели буйным цветом. Новые технологии покраски позволили избавиться от однообразия кузовной палитры без всяких потерь по времени.

Разрушение легенды

Что скажете?

Комментировать 0