Джереми о Tata Nano

Те, кто уже поездил на Tata Nano, говорят, что он гораздо лучше мопедов, на которых гоняют отчаянные индусы. Это все равно что сказать, что сифилис гораздо лучше, чем СПИД

Ультрабюджетный Tata Nano многие провозгласили главным прорывом со времен Ford Model T. Если они правы, он важнее Beetle. Важнее Mini. Важнее, чем полет человека на Луну. И даже, как ни странно, изобретение Sky+.

Но в том, что они правы, я сильно сомневаюсь. Ведь единственное, что в нем есть выдающегося, – это цена. Очень, очень низкая. Это замечательно, но дешевый автомобиль мог бы сделать и я. Построил бы завод из прутьев и глины, платил бы рабочим рисом и кнутом и огнеметами заставлял бы пахать по 20 часов в сутки.

Еще проще, когда такой автомобиль не должен соответствовать требованиям безопасности, из-за чего остальные автомобили так дороги. Смотрите: у себя на родине Nano стоит £1700, и это достижение. Но модель, которую предложат Европе, будет стоить £4500. Простите, но £4500 за машину без багажника, максимальной скорости, с колесами на трех гайках и бензобаком под пассажирским сиденьем? Это не Sky+. Это даже не лазерный диск.

Это просто автомобиль. Те, кто уже поездил на нем, говорят, что он гораздо лучше тех мопедов, на которых гоняют отчаянные индусы. Лучше, чем мопед? Я вас умоляю! Это все равно что сказать, что сифилис гораздо лучше, чем СПИД.

Я, конечно, надеюсь, что многие индийцы купят Nano. Отчасти потому, что я хочу, чтобы Tata заработал побольше денег, на которые смог бы построить побольше компрессорных Jaguar. А отчасти потому, что его успех взбесит экоманьяков. Им нравится, чтобы люди были бедными и угнетенными. А мне нет, и потому я желаю Nano успеха. Я хочу посадить за руль всю Юго-Восточную Азию. Пусть Джонни Конг сможет позволить себе машину – это всего лишь справедливо.

Но здесь, в Англии? Благодарю покорно. Для нас автомобиль – это инструмент, и нет лучше инструмента, чем свой, сделанный на родине. У вас есть стереосистема Curry? Или телевизор Daewoo? Нет! Потому что эти вещи слишком дешевы, чтобы нормально работать. А если вам нужен кетчуп, вы берете Heinz.

То же самое и с машинами.

Покупая новую дешевую машину, вы покупаете запах и новые номера на зависть соседям. Но они не обзавидуются, потому что новых номеров кругом полно. Значит, только запах. А им можно обзавестись, купив подержанную машину и полироль.

Из подержанных машин я обычно рекомендую Alfa. Потому что, как мы уже много раз повторяли, нельзя быть фанатом автомобилей, если у тебя никогда не было Alfa. Alfa – это солнечный свет. Который потом неизбежно затмевает буря... Но, как по мне, уж лучше это, чем бесконечная стандартная серость бесчисленных бюджетных Toyota, Kia и Nissan.

Но в этот раз я, однако, советую не Alfa. А нечто еще более абсурдное – Lancia!

Я знаю, что для многих молодых читателей Lancia – это “другая машина в первом компьютерном ралли Sega”. Но это была не просто кучка пикселей. Это была Delta Integrale – она действительно существовала, у нее был полный привод, турбина размером с Сицилию и динамика невероятная, как уши Майкла Уиннера. И знаете что? Наспех покопавшись в Интернете, я обнаружил, что эту последнюю из великих Lancia сейчас можно купить дешевле, чем Nano. А если копнуть поглубже – поверьте, это как ползти на четвереньках по полю натертых маслом лесбиянок – через десять минут задыхаешься от обилия возможностей.

Есть Fulvia HF, HPE VX, Beta coupe (на нем я пересекал Ботсвану), Thema 8:32 c двигателем Ferrari и, наверное, самая лучшая – среднемоторная Monte Carlo. У нее твидовые сиденья, матерчатая крыша “тарга”, мотор поперек и никаких тормозов.

Нет, вру: на ранних моделях тормоза были. Но передние блокировались без предупреждения, машина въезжала в дерево, и все, кто был внутри, погибали. Как ни странно, Monte Carlo забрали из салонов и вернули на доработку. И через год проблемы исчезли.

Но не все. Ведь весь этот год доработчики только обедали и спали. Ах нет, еще они сняли усилитель. Это означало, что передние тормоза больше не будут блокироваться! Правда, и тормозить тоже – если ляжки у водителя не железные и он не может продавить педалью пол. Большинство пилотов не могло, и в результате они въезжали в дерево и гибли. Если только раньше автомобиль не успевала съесть ржавчина. Обычно она успевала – если шел дождь. Или было сухо. Или жарко. Или холодно...

Это важная особенность дешевых Lancia. Они прекрасны, и ездить на них в кайф. Но только один раз. Чтобы снизить цену, их делали из коммунистической стали – такой тонкой, что сквозь передние крылья просвечивал двигатель. Говорили, было заметно даже движение поршней, хотя сам, врать не буду, не видал. Наверное, из-за перманентно неисправной проводки – в чем виноват электрик, который обедал, вместо того чтобы тянуть провода.

Проводов в Lancia было больше, чем в наушниках iPod, и неприятностей они доставляли больше, чем Роберт Мугабе. Передвигаться в современном Nano во всех отношениях удобнее. Но удобство передвижения – лишь малая часть достоинств, которые могут проложить автомобилю путь к моему сердцу.

Он должен быть симпатичным, а Nano не таков. У него должна быть душа, а у Nano ее нет. И он должен радовать – даже в три часа утра, когда вы в постели, а он – на обочине шоссе, где вы бросили его в облаке пара. Гарантирую, что Nano даже этого не может.

Уверен, что вы никогда не будете искать повода съездить в город на Nano. Другое дело, если ты на Lancia: специально забываешь собачий корм, чтобы развернуться и сгонять еще разок. Как волчок йо-йо…

Я решил, что у меня должна быть Lancia. Я решил, что, кроме всего прочего, это еще больший экстрим, чем Alfa. Alfa, если угодно, это порно в отеле. Lancia – нечто, живущее глубоко в дебрях Интернета. Я, разумеется, о собачьем порно.

Я даже решил, какую модель возьму. Это будет Stratos – первый автомобиль, специально созданный для ралли. Было сделано всего 492 машины. Двигатель – от Dino (это почти Ferrari), дизайнер – Марчелло Гандини, нарисовавший Countach, Diablo, Alfa Montreal, Maserati Khamsin, Bugatti EB110 и De Tomaso Pantera. Как будто в погоне за мечтой об идеальном суперкаре... Но в 1972 году он создал Stratos – и не сумел сделать ничего лучше.

На этом и закончим. С одним только “но”: Tata Nano Гандини не рисовал. Как я понимаю, дизайнера у Nano вообще не было.

Что скажете?

Комментировать 0