ПДД для быстрых

Почему можно отдать самый правый ряд общественному транспорту – но самый левый нельзя закрепить за умелыми пилотами на быстрых машинах?

Мы привыкли считать равноправие благом. А как же! Приятно ведь, когда женщинам разрешают таскать телеграфные столбы наравне с мужиками, а мужикам – красить волосы наравне с женщинами. Достиг совершеннолетия – иди, скупай водку и сигареты, бросай в урны избирательные бюллетени, женись или выходи замуж по нескольку раз в день независимо от возраста, образования и пола – никто и слова не скажет. Ну, разве что папа с мамой, но кто ж их слушает? Свобода! Равенство! Да, с братством пока сложнее. Хотя в отдельных монастырях, землячествах и группировках и этот вопрос уже давно практически решен.

В школе девочки и мальчики из обеспеченных и не очень семей учатся по одним и тем же букварям. В армии рядовые, сержанты и старшины шагают в одну и ту же ногу. На дорогах все (о’кей, “синие ведерки” не в счет) нарушают одни и те же правила – невзирая на год выпуска и литраж двигателя. И даже десять заповедей две тыщи лет назад были выбиты на скрижалях персонально для всех. Опять же невзирая.

Вот только за торжеством невзирания как-то не очень бросается в глаза жесткая ограниченность всех этих равенств и свобод – за исключением разве что библейских. И я сейчас не о том, что у нас “все равны, но некоторые равнее”: равнее они все-таки из-под полы, де-факто, а не де-юре. Я о том, что качество и количество наших равных свобод – что российских, что, к примеру, британских – целиком и полностью определяет самое слабое звено в той человеческой цепи, для которой, собственно, весь этот закон и писан.

Собираетесь купить ружье или пистолет? Потрудитесь представить восемнадцать справок, что вы не псих и не маньяк, потому что ненормальному кексу нормальное оружие доверять нельзя. Сели за парту – будете проходить “жи-ши” до тех пор, пока их не освоит самый дремучий тупица в классе. Ведь учителю надо научить всех, а все – это и как раз вот этот стоеросовый дружище в том числе. Утром в казарме не уложились в норматив по одеванию? Траншею от забора до заката в наказание будет рыть весь взвод. И плевать, что все остальные наматывают портянки быстрее, чем сгорает полспички, – боеготовность взвода в итоге зависит от самого квелого бойца.

И, уж простите, в аэропорту миллиардам честных пассажиров ежегодно приходится разуваться, а то и нагибаться и раздвигать для досмотра. И не брать с собой на борт ни одного пузырька крупнее глазных капель. И маникюрных ножниц тоже не брать. Потому что на миллиард честных пассажиров обязательно попадется одна сволочь, которая под видом водки пронесет на борт нитроглицерин, а маникюрными ножницами захватит в плен сразу трех стюардесс. Из-за одной паршивой овцы будет страдать все стадо – это самый непреложный из всех законов человеческого общежития.

Разумеется, с Правилами дорожного движения та же история. Это только кажется, что писаны они для всех одинаково: по крайней мере в России они неизменно трактуются с оглядкой на то самое слабое звено. Наши ограничения – все эти загородные “30” и “40”, сплошные, двойные, “Обгон запрещен навсегда” – явно рассчитаны на водителя, впервые в жизни севшего за руль – за руль 20-летних “Жигулей” на лысых спущенных шинах, без тормозов и с неработающими осветительными приборами. Причем зимой. Причем на дороге, которую никто и никогда не чистит от снега и льда.

Мне это категорически непонятно. Зачем всюду – что в крупном городе, что в Богом забытом таежном поселке – причесывать автомобильное движение под автомобиль, который не сможет пройти государственный техосмотр, и под дорогу, которая не соответствует ни одному государственному стандарту? Почему на московском ТТК – обзаборенном бетонном желобе без пешеходов и светофоров – скорость ограничена общегородскими 60-ю, и лишь кое-где можно 80? На новом современном автомобиле там легко и 120, и 150, и даже 200. Потому что 200 старые “Жигули” все равно не разовьют?

Почему можно навсегда отдать самый правый ряд неторопливому общественному транспорту – но самый левый нельзя закрепить за умелыми пилотами на быстрых машинах? Кстати, то же и к вопросу об обгонах: Porsche 911 Turbo, к примеру, любые гражданские машины обгоняет, как стоячие. Дистанция для безопасного обгона ему нужна втрое-вчетверо меньше заложенной в ПДД... Дальше объяснять?

Но тут вы справедливо заметите: а где гарантия, что за руль этого Porsche не сядет все то же слабое звено – в помаде и маникюре, например, которое этой своей машины боится больше, чем полиции? Эту гарантию должен дать экзамен “на права”. Кажется, не так давно нам уже обещали нарезать наши лаконичные категории на кучу градаций помельче – чтобы мощной машиной по праву управлял лишь подготовленный к ней пилот. Да только сам экзамен останется той же элементарной лабудой – тронуться, сдать задом, заехать в “гараж”. Нет, владельцу Porsche, прежде чем он получит право выезжать на “быструю” полосу автомагистрали, надо предложить выполнить определенный норматив на гоночном кольце. И пусть еще продемонстрирует умение, скажем, стабилизировать машину в “коридоре” после внезапного заноса на специальном скид-пэде – подвижной плите, которая сдергивает зад машины, когда колеса оказываются на ней.

То-то бы расцвела в России культура трек-дней! То-то бы начали, как грибы, расти гоночные трассы и автодромы! То-то поднялись бы пилотские школы! Ведь выучиться грамотной езде можно и сейчас, но только по желанию, факультативно. А потом все равно тошнить по дорогам с разрешенными жигулевскими скоростями... А так на машинах по-настоящему грамотных водителей появился бы, к примеру, светящийся зеленый круг – антипод желтого квадрата новичка. Пусть он зажигается, только когда суперпилот сунет в него свои суперправа. И – на быструю полосу, куда медленным въезд заказан под страхом фотографирования камерой и отъема их “деревянного” водительского!

Это ведь будет почище мигалки и блатных номеров, правда? Останется сделать так, чтобы суперправа нельзя было купить. И это, очевидно, самое сложное.

Что скажете?

Комментировать 0