Оторванный автоспорт

Надеетесь увидеть на семейном седане покрытый кнопками и дисплеями штурвал F1? Да скорее ваш Opel будет управляться мыслью!

В сякий раз, когда один Себастьян выигрывает очередной Гран-при, а другой – этап Чемпионата мира по ралли, я вспоминаю о том, что автоспорт ab ovo считается генератором инноваций в автомобильной промышленности. Изведя на очки и медали сумму, сопоставимую с госдолгом Украины, автопроизводители рапортуют: мы вкладываем в будущее рядовых автовладельцев! И будущее это обещается светлым до рези в глазах. Судя по тому, сколько КамАЗ с “Фольксвагеном” уже потратили на дакаровские подвиги, буквально завтра даже самосвал, не говоря уж о Polo-седане калужской сборки, сможет разогнаться до сотни за пять секунд и валить 200 км/ч по вспаханному полю.

Правда, и в тучные времена гоночную статью в бюджете позволял себе далеко не каждый автобренд. А финансовый кризис и подав­но проредил ряды “инвесторов в будущее” почище крупнокалиберного пулемета. Между­народ­ной автофедерации даже пришлось бросить лучшие силы на удешевление пропуска в мир Больших Гонок. И в пад­доке, и на трибунах снижение затрат теперь занимает всех гораздо больше, чем шансы очередного Себастьяна на очередной титул. Ой... Похоже, углепластикового трехсотсильного Logan 1.6 придется ждать дольше, чем планировалось. Хотя лозунг “Автоспорт – лаборатория автопрома!” и по сей день никто офи­циально не отменял.

Но я уже так давно и прочно люблю автомобильный спорт и автомобильную промышленность, что знаю: лозунги пишутся не в конструкторских бюро, а в отделах маркетинга.

Нет, кое-чем важным и даже жизненно важным автоспорт нас с вами обогатил. Например, дисковыми тормозами, стеклоочистителями и, возможно, турбонаддувом. Но лабораторией на колесах гоночный болид был только в железном автомобильном веке. Тогда, когда и в спортивной, и в гражданской ипостаси автомобиль был так несовершенен, что для реализации любой идеи по повышению его эффективности хватало логарифмической линейки, тисков и напильника. Ну ладно, сварочного аппарата и токарного станка.

В те золотые для спорта времена за победу боролись не только Гонщики, но и Инже­неры. Эта борьба уносила много жизней, но немного денег. А приносила их (денег) и того меньше. Зато обогащала соперников опытом, идеями, ноу-хау. Автоспорт был плохим бизнесом, но хорошим институтом, техническим и человеческим.

Но чем выше поднималась планка, чем сложнее становились машины, тем больше средств требовалось для достижения заветной цели. А много тратить при капитализме имеет смысл только тогда, когда есть шанс заработать еще больше! И в конце прошлого столетия закон сработал: пути автоспорта и автопрома окончательно разошлись. Цена оружия победы рванула в звездную высь: материалы, технологии, бюджеты стали напоминать освоение космоса. А в топ-моделях гоночных трасс не осталось ни одной существенной детали дешевле $10 000. На кон­вейер что премиального, что массового бренда такая деталь не встанет, хоть голый танцуй. Ни сейчас, ни через сто лет. Через сто лет все вообще будет на батарейках.

А дальше стало еще смешней: в попытках обуздать эту гонку космических вооружений спортивные регламенты стали всеми способами... замедлять самые быстрые автомобили на планете! В том числе – пытаясь вернуть их туда, откуда гражданские автомобили уже давно умчались. От полупроводников и бериллия – к напильнику и тискам... И теперь, когда гражданская машина с интеллектуальным полным приводом, активным круиз-контролем, адаптивной подвеской, спутниковой навигацией и прибором ночного видения соображает едва ли не лучше многих своих владельцев, спортивный снаряд может похвастаться разве что карбоновым монококом и 18 000 оборотов на тахометре. А в NASCAR до сих пор на карбюраторах го­няют. Или вы надеетесь когда-нибудь увидеть на семейном седане покрытый кнопками и дисплеями штурвал F1? Да скорее ваш Opel будет управляться мыслью!

Оторванный автоспорт

И еще, о космосе: кое-кто, возможно, помнит нашумевший в начале 70-х проект “Союз-Аполлон”. Тогда на орбите впервые состыковались американский и советский космические корабли, “Союз-19” и Apollo. В историю космонавтики этот проект наверняка вошел не зря. Но за вычетом жителей Звездного городка все население СССР он обогатил единственной полезной, а точнее, вредной вещью – сигаретами “Союз-Аполлон”. Хотя тоже своего рода прогресс – первые советские сигареты в твердой пачке.

А что до нынешней роли автоспорта в совершенствовании Mercedes, Ford, Citroen и иже с ними... “В воскресенье побеждай, в понедельник продавай!” – этот древний слоган куда точнее отражает суть происходящего, хотя на каждом заборе его не пишут.

Хорошо, что это никоим образом не может помешать нам болеть за автогонщиков.

И за космонавтов, разумеется, тоже.

Оторванный автоспорт

Что скажете?

Комментировать 0