Старший конюший по Ferrari

Знакомьтесь – официальный Король Скорости в Ferrari, Его Величество Дарио Бенуцци

Думается, Дарио Бенуцци не нуждается в особом представлении. Однако иногда кажется, что все, что известно о нем в автомобильном мире, чисто умозрительно. Больше ничего о нем не знают. Даже в Википедии всего восемь строчек.

Но раз уж начали, то давайте представим его. Он – тест-пилот Ferrari Номер 1 на протяжении жизни целого поколения; он может водить болид F1 почти на гоночных скоростях, у него лучшая работа в мире; разлучить его с темными очками можно только путем сложной хирургической операции, и поэтому само собой разумеется, что он – воплощение крутизны. А дальше – глухо.

Подождите-ка… В уме крутится что-то похожее. Таинственность, скрытый темным стеклом взгляд, невероятное пилотское мастерство. Кое-кто утверждает, что когда он снимает очки, все ящерицы в Италии начинают моргать. И мы точно знаем только одно: что его имя – Дарио Бенуцци...

Довольно! Если не спросишь его самого, то никогда ничего не узнаешь. Поэтому мы и сидим с Бенуцци и его переводчиком. Вечер. В комнате темновато. Очков на нем нет. Ура, да он человек, ребята! В конце концов это же тот человек, который вкладывает в Ferrari всю душу. Вы же не хотите, чтобы он оказался роботом, правда?

Незадолго до интервью мы с людьми из Ferrari готовились к тесту FF на снегу, в горах. Автомобиль уже подняли (на вертолете), а мы ждали, пока откроется подъемник. Пришлось постоять, померзнуть – мы растирали руки, курили, болтали, но когда подъемник стал опаздывать, именно у Бенуцци лопнуло терпение. Ему уже пора на пенсию, но он об этом даже и не думает. “Мало кто работает в Ferrari дольше меня, но я не чувствую своего возраста. И в этом самая суть. Мне нравятся современная музыка и современные технологии. Должно быть, в самой атмосфере Маранелло есть нечто, что дарит вам вечную молодость”. Его страсть к работе не ослабла ни на йоту.

Едешь с Бенуцци за рулем, особенно по Фьорано, и видишь вдумчивого, точного и поразительно быстрого пилота. Но – если только фотограф не упросит – никаких демонстраций и выпендрежа, едет сдержанно. Он жилистый и гибкий, а ходит, как все очень быстрые пилоты: словно подошвы его мокасин от земли отделяет тонкий слой воздуха. Он спокойный человек, просто у его жизни стремительный ритм.

Старший конюший по Ferrari

Бенуцци родился в январе 1946 года в Виньоле, всего в 16 км от Маранелло. Он начинал не в Ferrari, но выучился там на механика. На фирме Энцо он начал работать в 1971 году, в эпоху переднемоторных Daytona и среднемоторных Dino. “Я учился на тест-пилота в Ferrari, поэтому сначала я ездил, а потом работал в сервисе. Ходовые делал, двигатели, все.

Я хороший пилот, потому что убежден, что следует хорошо понимать, чем именно ты рулишь”. То есть не просто тупо завел машину и поехал. Чтобы реально вложиться в создание автомобиля, требуется включать голову. “Есть ли проблема и в чем она – я вижу за полкилометра. Самое трудное – описать ее, объясниться с инженерами”.

Он здесь так давно, что, без сомнения, именно он – хранитель тайных рецептов кухни Ferrari. Так какова же его цель: каждый раз создавать очередную эволюцию Ferrari, не глядя на то, что делается в мире суперкаров, или он все же открыт происходящему вовне? “Мы берем машины у конкурентов и даем им наши. Все так делают. Но если в чужой машине есть что-то, что мне не нравится, это наверняка сделано так неспроста. Копировать я не буду, но постараюсь разобраться. Мы никогда не скопируем Porsche или Lamborghini”.

Иногда, что совершенно загадочно и необъяснимо, он говорит языком корпоративных пиарщиков: “Важно никогда не строить машину для себя. Надо думать о клиентах”. А может быть, он искренне в это верит?

Бенуцци дает окончательное добро на все новинки. Но это еще не все. “Я присоединяюсь к работе над изделием с первого натурного макета. Поэтому я и макет салона изучаю: посадку водителя, эргономику, удобно ли влезать-вылезать”. Правильно, что это делает испытатель. Если из автомобиля ничего не видно или в нем неудобно, то удовольствия за рулем получишь меньше.

Старший конюший по Ferrari

Отчасти по должности, отчасти благодаря уважению сотрудников и “сроку службы” Бенуцци держит в руках все ниточки, позволяющие сделать автомобиль таким, как хочет он. “Мои прямые боссы – технический директор Роберто Федели и глава компании Амедео Фелиса. Но у меня полно сотрудников – люди из отдела шасси, двигателей, коробок, программирования, аэродинамики, дизайна салона. С ними надо быть в связке, поэтому мы все в одной команде”.

Изменилось ли что-либо с тех пор, когда он работал на самого Энцо и компания была меньше? “Не особенно, потому что я по-прежнему в ответе за все перед высшим руководством. На самом деле самое большое изменение в последние 20 лет – приход Фелисы”. Профессиональный инженер Фелиса был главой отдела техники дорожных машин, а потом стал главой фирмы. “Он в корне все поменял. Он нас ведет. Он знает все до винтика и выжимает из нас все до капли. И ди Монтедземоло – он изменил и компанию, и машины”.

Ладно, а какие знаковые машины делал он сам? BB, 288 GTO, F40, F40 IMSA, F50, 550, Enzo, 333 SP, 599, 458, FXX и 599XX с FF. “Но, – сразу же отмечает он, – не 348-й”. Ах да, тот самый Ferrari, в адрес управляемости которого обрушился шквал критики. Автомобиль, который, как говорит Лука ди Монтедземоло, стал сигналом, что в компании не все ладно. “Я тогда работал над F40, а потом сломал руку, поэтому 348-й проехал мимо меня. Я сразу занялся 355-м”. Который пусть и произошел от 348-го, но оказался куда лучше.

Еще Бенуцци сказал, что был рад поработать над первой трансмиссией с подрулевым переключением для машин GP. Конечно же, им сделано гораздо больше, ведь он много лет тестировал гоночные автомобили. Он по-прежнему ездит на машинах Corsa Cliente: болидах F1, которым не меньше трех лет. И нехило ездит! Но ведь он ни разу не участвовал в гонках? “Не-е-ет. Разрабатывать дорожные машины гораздо увлекательнее и сложнее. «Формула» – это просто”.

Итак, остается лишь получить официальное подтверждение, что у него Самая Лучшая Работа в Мире. Мы спрашиваем: “Вы любите свою работу?” Ответ уверенный и быстрый, как один из его горячих кругов: “Si”.

Текст Пол Хоррел Фото Ferrari
Top Gear

Что скажете?

Комментировать 0