"Формула-1" изнутри

В наши дни "Формула-1" - самый популярный вид автоспорта. О ней слышали даже те, кто не интересуется гонками; имена Михаэля Шумахера, Айртона Сенны, Хуана-Мануэля Фанхио давно стали синонимами скорости.

Телеаудитория "Формулы-1" превышает полтора миллиарда человек и растет с каждым годом, а поболеть на трассах каждый год отправляются более двух миллионов поклонников. Что же делает "королеву автоспорта" настолько привлекательной для болельщиков? Почему выставить свою команду в "Формуле-1" - честь для любого автоконцерна, а своего пилота – для любой страны?

Доведенные до совершенства технологии

Болиды "Формулы-1" - самые современные и совершенные автомобили среди существующих в мире, им нет равных по сочетанию скорости, управляемости и сложности применяемых технических решений. В их создании принимают участие тысячи конструкторов, инженеров, тестировщиков; для испытаний команды строят отдельные аэродинамические трубы и используют системы трехмерного компьютерного проектирования. В среднем на разработку одного автомобиля уходит 250 000 человеко-часов квалифицированного труда. За это время проектируются и изготавливаются 80 000 отдельных деталей, образующих 4500 узлов и агрегатов.

Несмотря на постоянные попытки Международной автомобильной федерации (FIA) сделать "Формулу-1" более открытой для новых команд, снизив стоимость вхождения в чемпионат, этот вид спорта остается одним из самых дорогих в мире. Один болид со всем набором сменных агрегатов и расходных материалов в расчете на сезон обходится в среднем в 15 миллионов долларов, а команда имеет три машины: две боевые и запасную. Один только комплект из восьми разрешенных двигателей обходится в 2 миллиона долларов, а зачастую его не хватает, чтобы провести сезон из 18-20 гонок, поскольку тяжелейшие условия работы ограничивают его ресурс 1600-2000 километров. Также за год один пилот изнашивает 10 полуавтоматических 7-ступенчатых коробок передач стоимостью 130 000 долларов каждая, 8 рулевых колес, 180 комплектов дисковых тормозов и до 300 комплектов шин. Общий годовой бюджет команд-гигантов превышает 300 млн долларов.

\

Каждый из агрегатов болида "Формулы-1" сам по себе является произведением инженерного искусства, и этим объясняется их огромная стоимость. Например, 2,4-литровые бензиновые V8 способны развивать до 850 лошадиных сил мощности, не используя при этом турбонаддув, дополнительные системы охлаждения или какие-либо присадки к горючему. Тяжелые условия работы двигателей диктуют повышенные требования к смазочным материалам. В течение многих лет гоночные команды, принимающие участие в самых экстремальных и известных мировых автоспортивных сериях, выбирают Mobil 1 - лидера среди синтетических моторных масел. В настоящее время Mobil 1 является техническим партнером команды Vodafone McLaren Mercedes. С 1978 года гоночные команды, использующие масла Mobil 1, завоевали более 109 побед в этапах гонок Гран-при, из них 67 принадлежат McLaren.

\

Несмотря на искусственно введенное ограничение предельных оборотов до 18 000 в минуту, двигатель "Формулы-1" способен разогнать сверхлегкий 550-килограммовый болид до 100 км/ч всего за 1,9 секунды, до 160 км/ч – менее чем за 4 секунды, а максимальная скорость составляет 340 км/ч. По средней скорости за дистанцию гонки "Формула-1" превосходит любую другую гоночную серию.

Настоящим пультом космического корабля выглядит и руль болида – 1,3-килограммовое колесо имеет 23 кнопки и переключателя и контролирует более 120 различных функций. Пилоты, приходящие в "Формулу-1" из других серий, проходят специальный курс обучения обращению с этим технологическим чудом. С руля гонщик управляет настройками аэродинамических элементов, контролирует насыщенность топливной смеси, режимы работы двигателя и множество других параметров, отвечающих за скорость, управляемость и "живучесть" машины. Под рулем расположены клавиши переключения передач, в него же вмонтирована система радиосвязи с боксами.

Отдельного упоминания заслуживает и аэродинамика. Система передних и задних антикрыльев, диффузоров, спойлеров и других элементов, являющихся секретным ноу-хау каждой команды, обеспечивает прижимную силу, превышающую вес машины в 5 раз! На скоростях свыше 200 км/ч болид "Формулы-1" может в буквальном смысле ехать по потолку, а аэродинамические вихри он создает такие, что на Гран-при Монако чугунные крышки люков на улицах, по которым проходит трасса, приходится приваривать, чтобы их не подняло потоком воздуха.

\

Лучшие спортсмены планеты

Пилот "Формулы-1" - одна из самых редких профессий в мире: на настоящий момент лишь 24 человека соревнуются за очки и победы на трассах, и еще несколько десятков имеют суперлицензию FIA, дающую право сесть за руль болида. Получить такой документ очень непросто: необходимо на протяжении нескольких лет занимать одно из первых мест в "младших" сериях GP2, IRL, Формула Renault, Euroseries 3000 или некоторых других, иметь подписанный контракт с одной из команд и уплатить вступительный взнос, равный 10 000 евро.

"Формула-1" - спорт молодых. Сейчас большинство пилотов начинают карьеру не позже 20-22 лет, а уходят в отставку уже после 35. Самое известное исключение из этого правила – семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, успешно продолжающий карьеру в 42 года, а самым молодым чемпионом в истории этого вида спорта стал в 2010 году 23-летний Себастьян Феттель. Чтобы добраться до наивысшего достижения в автоспорте, ему пришлось начать карьеру в семь лет, но это не рекорд: Шумахер сел за руль карта в четыре года (правда, его первая поездка закончилась аварией – он врезался в фонарный столб).

\

Картинг становится первой ступенькой на пути к "Формуле-1" для большинства гонщиков. Исключения редки – например, первый россиянин в "королевских гонках" Виталий Петров. Из-за небольшой популярности картинга в России он начал свою карьеру в автоспорте лишь в 17 лет в российском кубке "Лады", где стал абсолютным чемпионом уже во втором сезоне.

Скорость и интрига создают зрелищность

Лучшие машины и лучшие пилоты – два из трех компонентов, обеспечивающих "Формуле-1" огромную популярность. Третий – это тактика команды, тончайший расчет, создающий настоящую интригу. Спортивный и технический директоры, личные инженеры пилотов и другие сотрудники команды образуют коллективный разум, отвечающий за стратегию гонки. Случается, что объективно более слабая машина и не самый быстрый гонщик выигрывают этап за счет молниеносно принятого правильного решения сменить шины, воспользоваться ошибкой соперника, поставить себе на пользу даже погодные условия или аварию. Именно поэтому "Формула-1" остается на протяжении шестидесяти лет одним из самых сложных, непредсказуемых, интригующих и всегда неожиданных видов спорта.

Что скажете?

Комментировать 0