NASCAR - в 2012 год без карбюраторов!

Первый, но далеко не единственный прикол этой серии — название. NASCAR (National Association of Stock Car Auto Racing) — Национальная ассоциация гонок на серийных автомобилях. Ну да, конечно, на серийных...

В Европе отношение к серии NASCAR как минимум снисходительное — мол, ну что взять с этой американской "деревенщины". Гоняются на древних, как бабушкин сундук, автомобилях с, страшно сказать, карбюраторами. И обожают свои овалы, потому что умеют поворачивать только налево.

А вот у пилотов "продвинутых" европейских серий это почему-то не очень получается - "деревенский" NASCAR им не покоряется. Хотя пытались многие. Хуан-Пабло Монтойя, Нельсон Пике-младший, Жак Вильнев, Кими Райкконен — список можно продолжать. Последние двое, между прочим, чемпионы "Формулы-1". В чем же секрет?

Своим существованием гонки NASCAR обязаны любви американцев к... выпивке. Все началось еще в двадцатых годах прошлого века, когда в США был введен сухой закон. Он породил бутлеггеров — людей, занимавшихся контрабандой алкоголя. Им постоянно приходилось удирать на груженных вискарем машинах от полиции по местным извилистым дорожкам. Чтобы не попасть в кутузку, бутлеггеры устанавливали на свои автомобили мощные моторы и жесткие подвески, улучшавшие управляемость. Т.е. делали то же самое, чем и сейчас занимаются в автоспорте. Когда в 1933 году сухой закон отменили, бутлеггеры переключились на дешевый самогон, особо популярный в южных штатах — в Америке ему дали романтическое название "Лунный свет".

NASCAR - в 2012 год без карбюраторов!

Понятно, что заниматься столь благородным делом, как развоз самогонки, лучше было ночью. А днем бутлеггеры от нечего делать гоняли по соседнему полю, выясняя, кто круче. Постепенно самогона становилось все меньше, а гонок больше. В 1948 году Билл Франц, начинавший карьеру как механик, организовал NASCAR, объединив разрозненные гонки в чемпионат с едиными правилами. К участию допускались только "стоковые" автомобили, т.е. подготовленные на базе серийных седанов, — в противовес чисто гоночным машинам других чемпионатов, которые строились «с нуля». Костяк пилотского состава составили бывшие бутлеггеры. А сами гонки проводились на грунте. Подготовить ровную грунтовую трассу было недешево, и Франц обычно договаривался с владельцами ипподромов, арендуя у них беговые дорожки. Овальные, естественно.

С тех пор много утекло спирта и бензина. Грунтовые овалы постепенно сменили асфальтовые. Машины стали намного мощнее и быстрее, и "серийными" их назвать уже можно только в шутку. Основу автомобиля составляет пространственная рама из труб, играющая также роль каркаса безопасности. Сверху она прикрыта металлической оболочкой, форма которой жестко регламентирована и лишь похожа на обводы серийного седана. По сути, отличить машину одной марки от другой можно только по эмблеме и нарисованным фарам. У них нет даже дверей — пилоты забираются внутрь через окна. Под капотом могучий V8 объемом 5,8 литра, который толкает машину навстречу победам через четырехступенчатую коробку и неразрезной задний мост. Конструкцию и аэродинамику автомобиля не назовешь совершенной, да и весит он немало, более полутора тонн. Но все покрывает сумасшедшая мощь мотора — более 860 л.с.! С таким зарядом максималка приближается к 400 км/ч, и даже безбашенные американцы понимают, что гоняться на таких скоростях опасно. Поэтому на самых быстрых треках на моторы устанавливают рестрикторы, снижающие мощность. И все равно для пилота гонка — совсем не легкая прогулка.

А для обычных американцев NASCAR — нечто большее, чем просто автогонки. Это национальный вид спорта, по популярности уступающий только американскому футболу и баскетболу. Сотни тысяч людей приходят поболеть за своих любимцев на автодромы (даже в понедельник, когда гонку переносят из-за дождя), миллионы делают это у экранов телевизоров. Пилотов знает в лицо любой мальчишка, а чемпион NASCAR — просто национальный герой, которого народ готов хоть завтра избрать губернатором или президентом.

NASCAR - в 2012 год без карбюраторов!

Все потому, что NASCAR - это первоклассное шоу. В чемпионате 2011 года 36 этапов, и на каждом, вне зависимости от длины трека, стартует около 40 автомобилей. Представляете зрелище, когда все они вваливают в профилированный вираж? А есть еще гонки "первой лиги", в которых участвуют машины попроще и пилоты помоложе... Причем строгость и консервативность технического регламента, из-за чего все едут на практически одинаковых автомобилях, способствуют плотной борьбе с непредсказуемым результатом — даже признанные фавориты выигрывают за сезон три-четыре гонки. Рекордным стал финиш, когда победитель опередил соперника всего на две тысячные секунды! А чтобы до предела накалить страсти, организаторы гонок в 2004 году ввели понятие Chase (Погоня). После 26 этапов чемпионата для первых 12 пилотов он фактически начинается заново — им начисляют почти одинаковое количество очков, выравнивая их шансы на победу. И чемпион NASCAR определяется, как правило, только на последней гонке сезона. 2011 год поставил рекорд плотности результатов. По итогам 36 гонок сразу два пилота набрали одинаковое количество очков. Чемпионом стал Тони Стюарт: он выиграл 5 этапов - больше, чем другие пилоты в этом году.

Но главное, что и в современных гонках NASCAR, где Mobil 1 девять лет подряд является официальным моторным маслом, сохранился неформальный дух тех бутлеггерских гонок. Важные решения, касающиеся проведения гонок или изменений в правилах, долго обсуждают с участниками. В гонках царит взаимовыручка — пилот может толкать, как буксир, более удачливого партнера, сберегая тому топливо для финишного рывка. Впрочем, также запросто можно схлопотать удар в бампер, а то и по лицу от обиженного соперника. Что только прибавляет гонкам популярности в глазах миллионов телезрителей.

А что касается старомодности... NASCAR меняется, пусть и не быстро. В 2012 году вот переходит с карбюраторов на распределенный впрыск.

NASCAR - в 2012 год без карбюраторов!

Что скажете?

Комментировать 0