Вот это да! Audi A4 DTM

Вот какими должны быть все гоночные машины. Нет, вообще все машины!

Вот это да! Audi A4 DTM

Deutsche Tourenwagen Meisterschaft – вот что значит сокращение “DTM” – сейчас в небольшом кризисе. Но это по-прежнему лучшее в мире состязание седанов. Гонки напряженные, в них участвуют интересные личности (кроме Ральфа Шумахера, конечно). А самое интересное здесь – машины. Они так карикатурно экстремальны, что кажется, их нарисовал маэстро Warner Bros Текс Эйвери. Бывают ли аэродетали прикольнее, чем каскад крыльев вокруг колесных арок A4 DTM?

Конечно, мы любим эти машины. Потому что они похожи на обычные – те, на которых мы ездим каждый день. Нам нравится думать, что под кожей этого монстра живет знакомый Audi A4. Хотя на самом деле это не так. Я ездил на одном подобном и должен сказать, что с серийным автомобилем у него столько же общего, сколько у банковского счета Абрамовича с моим. Но это не значит, что им нельзя просто любоваться.

Вот это да! Audi A4 DTM

Несмотря на как бы четыре двери и багажник, кресло внутри всего одно. Кузов – трубчатая рама со встроенным композитным каркасом безопасности. Передняя и задняя зоны поглощения энергии удара тоже сделаны из карбона, так что, хотя столкновения здесь обычно страшные, пилот отлично защищен. Двигатель – атмосферный 4-литровый V8 с сухим картером, оснащенный обязательными рестрикторами на впуске. Он выдает 460 л.с. и 502 Нм. Он задвинут глубоко в базу, поэтому сиденье пилота располагается как бы посередине заднего сиденья обычного А4. Трансмиссия – мощная 6-ступенчатая секвенталка с карбоновым 3-дисковым сцеплением. Рулевое – рейка с сервоприводом, передняя и задняя подвески с двойными V-образными рычагами и пружинно-амортизаторными блоками формульного типа с регулируемыми газовыми амортизаторами.

Это высокотехнологичный гоночный автомобиль, и он, несомненно, более близок к прототипам для гонок на выносливость, чем к обычным “туринговым” болидам. А еще это главный результат феноменально успешной автоспортивной кампании. С тех пор как Audi вернулась с заводской машиной в 2004 году, когда был принят силуэт седана (до того были частные команды с Audi TT), она побеждала в DTM 25 раз. Добавьте сюда и несчетные победы R8, R10 и R15 в Ле-Мане и других гонках, в которых Audi с 1999 года... Пожалуй, единственное, чего Audi не освоила в автоспорте, – это “Формула-1”. Но разговоры о том, что она туда собирается, не утихают.

Вот это да! Audi A4 DTM

Перед вами автомобиль, который внутри компании называют R14 Plus – шестое поколение A4 DTM. “В сущности, за шесть лет постоянных модернизаций потенциал любого двигателя исчерпывается, – говорит Ульрих Баретцки, отвечающий за моторный подотдел Audi Sport. – Но самая заметная фишка под капотом – эйрбокс на моторной «плите»». Поставили новую воздухозаборную камеру, и улучшенная система дыхания отлично подействовала на динамику. Гонщики любят такие вещи”.

Наибольшие преимущества получены от настроек в аэродинамике. Техническому директору Audi Sport доктору Мартину Мюльмайеру пришлось помучиться, объясняя мне процесс конструирования этой Audi с помощью компьютерной гидродинамики (CFD).

“Работа, которую мы делаем между концом одного сезона и началом другого, крайне важна, – говорит он. – Дело в том, что дизайн диффузора и основных кузовных деталей замораживается в начале года. В DTM очень жесткие рамки по сравнению с «Формулой», так что нам нужно очень внимательно изучать правила, чтобы найти скрытые ресурсы. Приведу пример. Мы можем колдовать в пределах 275 мм над землей, то есть до кромки дверей. Другими словами, нам достается немного места над днищем машины и зазор между ним и асфальтом…”

Вот это да! Audi A4 DTM

Значит, дело в аэродинамике и воздушном потоке. Мюльмайер говорит о процессе “замкнутого круга”, в ходе которого инженеры CFD ищут новые подходы. Затем они проверяются на моделях в аэродинамической трубе. После этого данные отправляются обратно к компьютерщикам, которые пересчитывают все снова. Представляю себе все эти алгоритмы...

В результате получается сказочное сочетание практичного и абстрактного. Зад R14 Plus заслуживает места в галерее “Тейт Модерн”. Находкой стала установка заднего антикрыла повыше, что улучшило обтекаемость. “Жалюзи” на передних арках регулируются. На быстрой трассе вроде Норисринга в Нюрнберге – по сути двух прямых – их закрывают или снимают вообще, чтобы уменьшить лобовое сопротивление и увеличить максималку. Но на прочих трассах, где нужна большая прижимная сила, они открыты.

Работают и над динамическими характеристиками, зависящими от очень важных и крайне изменчивых переменных: износа шин и изменения веса, по мере того как пустеет топливный бак. И еще есть тормозная система. Хотя AP Racing поставляет тормоза с “управляемыми” настройками для всех машин DTM, можно улучшить стабильность динамических показателей, оптимизировав поток воздуха через суппорты.

Вот это да! Audi A4 DTM

“Самое важное, – говорит Мюльмайер, – насколько сбалансированы и надежны все компоненты машины: двигатель, подвеска, аэрообвес... Вся компоновка. Наша машина едет и управляется отлично”. Так насколько же хорошо управляется A4 DTM?

“Просто, – говорит Мюльмайер, который, кстати, демонстративно отказывается отвечать на вопрос о планах Audi насчет F1. – Но он совсем не похож на классический стальной «туринг». Он гораздо шустрее и больше напоминает одноместник. Надо помнить и о разнице в весе. 460-сильный автомобиль DTM вместе с пилотом весит 1050 кг. Формульный болид, к примеру, почти вдвое легче и настолько же мощнее. В поворотах он способен развивать перегрузки до 5 g. А машина DTM – от 2 до 2,5 g…” Так значит, все просто. Или нет? Говорит восьмикратный победитель Ле-Мана и опытный пилот А4 DTM Том Кристенсен. “В гонках машина на пределе часто скользит. Но на прототипе скольжение означает, что ты не в форме. пилот озабочен общим балансом больше, чем чистой скоростью”. За рулем автомобиля DTM в первую очередь отмечаешь его непривычность. Силуэт седана обманчив: и внутри ждешь чего-то традиционного. Но посадка по центру очень необычна. Чувствуешь себя как в ракете: так низко и так далеко сзади. Органы управления необычны, но очень логичны. Кнопки, тумблеры и приборы – все как всегда в гоночной машине. На главный цифровой дисплей выведены лампочки переключений, тахометр, секундомер, управление рацией, фарами и т.д. “Палочка” справа от руля включает охлаждение суппортов, и можно перераспределять тормозное усилие.

Вот это да! Audi A4 DTM

Текст Джейсон Барлоу Фото Ripley & Ripley
Top Gear

Темы:

AudiDtmA4

Что скажете?

Комментировать 0