“Сенна” – лучший фильм об автоспорте

Лучший гонщик в истории заслужил лучший фильм об автогонках. История создания фильма не менее драматична, чем события, о которых в нем рассказывают

Поверьте нам, “Сенна” – лучший фильм об автоспорте. Нам нравится шикарный “Гран-при” Джона Франкенхаймера с поликадрами, и переломный для Стива МакКуина безумный “Ле-Ман” тоже очень хорош, а если хотите увидеть Джеки Стюарта в трусах, непременно посмотрите “Уик-энд чемпиона” Романа Полански.

Но “Сенна” – нечто иное...

Смотрите трайлер великолепного фильма "Сенна"

Фильм, на который уже пролился дождь наград, – честная и даже гениальная работа о гении. Сенна был поразительно харизматичен, а история его жизни развивалась по классическому голливудскому сценарию: восход звезды – взлеты и падения – безвременная гибель. Однако даже актеры на вторых ролях удивительно сильны. Не только его противник Ален Прост и соперники Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, но и такие персонажи, как бывший президент FIA Жан-Мари Балестр с его манерой общения на грани фарса.

“Сенна” – лучший фильм об автоспорте

“Я драматический режиссер. В моих фильмах обычно не бывает «говорящих голов», – говорит режиссер «Сенны», лауреат BAFTA Асиф Кападия. – Поэтому все исходники этого проекта я рассматривал в роли материала для драмы”.

Драма. И в жизни Айртона Сенны, и в его эпохе драмы хватало. Фильм Кападии – документальный, но даже на того, кто знаком с решающими моментами карьеры Сенны, это удивительное кино действует как все великие кинематографические драмы. Завладевает вниманием на все 90 минут и так, что не оторвешься, заставляя следить за судьбой героя с замиранием сердца. Здесь нет интриги, финал известен заранее. Роковой момент неотвратим, от чего тебя охватывает жуть.

Это первый документальный фильм, сделанный английской кинокомпанией Working Title (90 фильмов, более $4,5 млрд сборов, шесть наград Киноакадемии, 26 BAFTA). Идея фильма принадлежит продюсеру Джеймсу Гей-Рису. Его отец работал на табачную компанию John Player Special именно в середине 80-х, когда ее легендарные цвета – черный и золотой – украшали Lotus Сенны. Вместе с исполнительным продюсером, писателем и, по его собственному признанию, страстным поклонником Сенны Манишем Пандеем в 2006 году они предложили свою идею семье Сенны. По настоянию Пандея тема фильма была расширена до полной истории жизни Сенны. Переговоры длились два года, но в конце концов они сказали “да”: это второй проект фильма, на который согласилась семья (100-миллионная эпопея с Антонио Бандерасом в 1995 году так и не вышла).

“Сенна” – лучший фильм об автоспорте

“Первую встречу мы готовили целых восемь месяцев, – говорит Пандей. – Я написал синопсис об этом человеке, о том, как он отчаянно стремился к совершенству, как благодаря своему отношению к делу стал буквально святым. Я прочел его Вивьен и людям из фонда Сенны. Все плакали, и Вивьен сказала: «Вы по-настоящему узнали моего брата»”.

Однако согласия семьи было мало. Еще требовалось уговорить властелина “Формулы-1” Берни Экклстоуна передать ключи от своего огромного архива в Биггин-Хилл. (“На одно это ушло полтора года, – говорит Кападия, – но Берни и его люди были очень любезны и поняли, что мы намерены сделать”.) Собрать все вместе было адским трудом – за два с половиной года они отсмотрели почти 5000 часов съемки.

Разумеется, в фильме есть уникальные кадры, снятые внутри болида, и кадры гонки, в том числе демонстрирующие сверхъестественное мастерство Сенны в Монако в 1984 году, в тот жуткий ливень; его круг на поул-позишн в 1988 в Монако... (“Я понял, что это выше моего осознания… Я уже вышел за предел, но мог гнать и дальше, я словно оказался в каком-то ином измерении”, – скажет Сенна потом) и страшная авария Мартина Доннели в Хересе в 1990, и ее последствия.

“Сенна” – лучший фильм об автоспорте

Не публиковавшиеся ранее материалы с брифингов не меньше раскрывают суть. Гонщики выглядят толпой талантливых идиотов, что и подтверждают эти сцены. Нельзя сказать, что Балестр подает хороший пример. С его очками под Ким Йонг Ила, его мясистым носом и тягучим акцентом французского комедианта, он похож на учителя, который успокаивает разбушевавшийся класс. “Йето люшшее рьешение, потому что йето майо рьешение!” – вопит он, потеряв самообладание.

Съемочный материал разнообразен, а зернистость большинства документальных пленок придает фильму привкус старины. Отсутствие традиционного ведущего – повествованию способствуют необходимые комментарии главных участников – поднимает “Сенну” над банальностью кинодокументалистики. “Я никогда не хотел снимать интервью и строить фильм на этом, – говорит Кападия. – И честно говоря, у меня не было главного героя. Я мог сделать интервью с Аленом, Роном, Фрэнком, Найджелом… но что бы они мне сказали нового? В «Формуле-1» на пленку снимают почти все, поэтому я решил собрать фильм из этих съемок. Я знал все о войне Сенны с Простом, и я видел, что случилось в Имоле в прямом эфире. Но я не знал, насколько Globo была частью его жизни с самого начала карьеры, даже до того, как он пришел в «Формулу». В Японии, где он был национальным героем из-за его отношений с Honda, за ним ходили везде, в те времена там уже у всех были камеры.

Айртон был гениален во всем, что делал. Не только на трассе, но и перед камерой. Он мог говорить о том, как он ездит, как никто. И он мог выражаться так же изящно на втором и третьем языке”. Для Кападии и продюсеров вопрос заключался не в том, что включать, а в том, чего не брать, и это зачастую было очень неприятным делом, которое, признаются они, никому не нравилось. Нет, например, съемки 1993 года в Донингтоне, но Кападия не жалеет об этом: “Послушайте, ее все видели, а я хотел показать то, чего не видели. Я знаю, то был великолепный круг, но у нас-то совсем другая, большая история. И к тому же погода в тот день была жуткой, камеры стояли далеко, ничего не видно. Знаете, что он выиграл в тот день? Соника-СуперЁжика, потому что гонку спонсировала Sega”.

“Сенна” – лучший фильм об автоспорте

Кападия так же непримирим, когда слышит, что фильм слишком снисходителен к своему герою и сглаживает его жесткий подход к гонкам.

“Я знаю, что нас в этом обвинят, – говорит Кападия. – Но люди, которые знали Айртона, в McLaren и других командах, говорили: «Да, это было так». Люди, которые знали Проста, говорили: «Нет, это было вот так». Нам приходилось редактировать, но мы никому не приписывали чужих слов. К тому же в один фильм надо было впрессовать все 10 лет его карьеры. В Lotus Сенна был тяжелым человеком, и, наверное, мы могли бы сказать об этом больше. Но мы делали кино и хотели, чтобы его поняли не только ярые фанаты гонок. Нам приходилось принимать трудные решения. Признаваться в любви Сенне? Нет. Есть интервью Джеки Стюарта : он спрашивает Сенну, почему у того было больше аварий, чем у остальных чемпионов в мире вместе взятых. Не думаю, что мы чего-то недоговариваем, верно? В зависимости от ваших взглядов, по его ответам вы решите, что он либо гений, либо псих”.

“Сенна” – лучший фильм об автоспорте

Для Пандея, однако, успех фильма объясняется одним обстоятельством.

“Этот фильм получился потому, что в нем есть Айртон. Он был кинозвездой. Однажды в интервью BBC он сказал: «Ничто мне не давалось легко». И приходишь в шок, пытаясь понять, как такой красивый, трудолюбивый, верующий, богатый и успешный человек мог погибнуть...”

Что скажете?

Комментировать 0