Инструкция Джеймса Мэя к технике, которую надо знать...

Американцы пришли в ужас от того, что увидел их спутник-шпион, пролетая над Советским Союзом в районе города Горького...

Экраноплан

В один прекрасный день в 1967 году американский спутник-шпион, пролетая над Советским Союзом в районе города Горького, сделал снимок, очень встревоживший его хозяев.

На фото красовался огромный недостроенный транспортный самолет с фюзеляжем по меньшей мере вдвое большим, чем у американских самолетов. А вместо крыльев торчали какие-то рудименты.

Инструкция Джеймса Мэя к технике, которую надо знать...

Холодная война была в разгаре, американцы пришли в ужас. Что бы это ни было, с точки зрения познаний в аэродинамике и возможностей авиадвигателей того времени оно было минимум вдвое больше нормального самолета. Да и сама конструкция была необычной: двигатели располагались не в основании крыльев и не на корме, а наверху в передней части фюзеляжа.

Наконец умники из разведки доперли, что штука, которую они окрестили "Каспийским монстром", никогда не полетит. В традиционном смысле этого слова. Не удивительно, ведь это был не самолет, а экраноплан, иначе – “летучий корабль”. Так называется летательный аппарат с неподвижным крылом, который в движении постоянно находится как бы в фазе взлета. На самом деле он летит скорее в состоянии посадки, используя странное аэродинамическое явление, известное как “экранный эффект”. Проще – воздушная подушка. Пилоты самолетов с низко расположенными плоскостями сталкиваются с ним за несколько секунд до посадки.

Инструкция Джеймса Мэя к технике, которую надо знать...

Аэрокосмическим термином “эффект экрана” называется поддерживающая воздушная подушка, которая формируется между крыльями и землей на сверхмалой высоте. На какой именно – зависит от размеров самолета. Отсюда и необычное расположение двигателей "Каспийского монстра": они установлены на носу с тем, чтобы создавать эту самую подушку, когда летучий корабль набирает скорость.

Экраноплан может лететь над любой более-менее ровной поверхностью, но лучше всего – над водой и льдом. И способен развивать внушительную скорость. "Каспийский монстр" при весе 540 тонн на испытаниях достигал 480 км/ч. Самым удачным советским экранопланом был “Орленок” с турбореактивным двигателем. Он весил 125 тонн и мог перевозить танки или 350 человек десанта. А самым зловещим был “Лунь” – 76-метровая летающая артиллерийская батарея. Он мог “лететь” на скорости 560 км/ч на высоте менее 6 м.

Инструкция Джеймса Мэя к технике, которую надо знать...

Военная ценность экранопланов заключается в том, что они могут очень быстро передвигаться вне зоны захвата вражеских радаров. И по сравнению с грузовым самолетом того же размера их грузоподъемность раза в два выше, а потребление топлива – ниже. Для полетов на высоте нужны большие крылья – следовательно, и лобовое сопротивление будет намного больше. А здесь получается так: чем больше судно, тем оно экономичнее.

Но и недостатков полно. Управляемость – проблема, так как экраноплан не способен приземляться, как самолет: он ложится брюхом на землю. Маневренность – тоже не сильная его сторона, а тормозной путь страшно велик.

Инструкция Джеймса Мэя к технике, которую надо знать...

После завершения Холодной войны разработки экранопланов сильно съежились. Остались два направления. Одно – небольшие бизнес-джеты, восьми-, десятиместные, с двумя турбовинтовыми моторами. Такая машина, “Акваглайд”, прошла успешные испытания в России.

Он отлично работает на озерах, особенно замерзших. Но надо тщательно следить, чтобы на пути не случилось деревьев, лыжников, диких животных, туристов и винд-серфингистов.

Инструкция Джеймса Мэя к технике, которую надо знать...

Другое, более практичное применение экранопланов – скоростной грузовой транспорт с высокой грузоподъемностью. У Boeing в загашнике лежит концепт Pelican – машина с размахом крыльев 152 метра (вдвое больше, чем у 747-го) и турбореактивными двигателями. Boeing утверждает, что на высоте 15 метров над водой он способен перевезти 1400 тонн на 17 703 км! Его конструкция позволяет также летать над пересеченной местностью, как традиционному аэроплану. При этом, правда, дальность полета по понятным причинам будет меньше.

Сравните его с самым большим транспортником нашего времени – Ан-225. У него размах крыльев всего на 61 м меньше, зато грузоподъемность – в 5 раз ниже, чем у Pelican...

Инструкция Джеймса Мэя к технике, которую надо знать...

ЭКРАНОПЛАН КЛАССА “ЛУНЬ”
Предназначение: транспорт для техники/войск
Первый полет: 1987 год
Снят с эксплуатации: конец 90-х (секретно)
Построено: один экземпляр
Двигатель: восемь турбовинтовых HK-87 Кузнецова
Вооружение: 6 ракетных пусковых установок, 4 турельных крупнокалиберных пулемета
Общая тяга: 104 тонны
Максимальная скорость: 900 км/ч
Максимальная масса: 380 000 кг
Дальность полета: 2 000 км
Габариты: длина 73,8 м, размах крыльев 44 м, высота 19 м

Что скажете?

Комментировать 0