Свой путь Виктора Мюллера и Мартена де Брейна

Большинству Голландия известна как страна тюльпанов и легких наркотиков. Как страну с развитой автомобильной промышленностью ее редко кто принимает в расчет. Хотя автомобили там делают.

Марка Spyker изветна среди тех, кто интересуется эксклюзивными автомобилями давно, и вызывает жгучий интерес. Хотя весь автомобильный бизнес Голландии – сплошное противоречие законам большого бизнеса. Его все время преследовали неприятности, хотя начиналось все очень даже здорово.

Компания Spyker была основана в 1880 году и производила кареты, одну из которых до сих пор использует королева Нидерландов для парадных выездов. Автомобилями занимается с 1900 года, имея в своем активе даже городские автобусы. Но череда трагических неудач надолго отбросила ее в небытие...

Начнем с того, что основатель компании Хендрик Спейкер погиб во время крушения парома, на котором он плыл из Англии, где вел переговоры о создании дилерской сети. Которую, к сожалению, и создал...

После гибели Хендрика компанию перекупила группа инвесторов, которая первым делом выкинула из нее второго брата Спейкера, Якоба. И благополучно провалила весь бизнес, доведя в 1922 году фирму до полного банкротства. Казалось бы конец? Нет, за смешные деньги фирму перекупает один из английских дилеров, который, кстати, переименовывает ее именно в Spyker. До этого было приято голладдское написание фамилии отцов-основателей – Spijker. Англичане продержались у руля до 1926 года, после чего компания благополучно скончалась...

Свой путь Виктора Мюллера и Мартена де Брейна

И вот в 1999 году она восстает, как феникс из пепла. Возродили ее Виктор Мюллер, бизнесмен и Маартен де Брюин – дизайнер и прекрасный инженер. Идея двух фанатов заключалась в том, чтобы наладить штучное производство дорогих спортивных автомобилей.

И дело вроде бы пошло – от автосалона к автосалону выставочные образцы Spyker собирали вокруг себя толпы зрителей. Постепенно создавалась дилерская сеть по всему миру и автомобильные журналисты охотно тестировали весьма оригинальные по дизайну и техническим решениям автомобили.

Более того, бренд Spyker отметился в таких престижных спортивных соревнованиях, как «Формула-1» и «24 часа Ле-Мана». Увы, без особых успехов.

Финансовые отчеты компании внушали уважение – прибыль компании в 2009 году составила €23 миллиона. И это в период кризиса! Активы оценивались еще лучше – €64,2 млн. Казалось бы живи и радуйся, хотя...

Свой путь Виктора Мюллера и Мартена де Брейна

Кто из вас видел Spyker на улице? Практически никто. Представители компании считали, что основные рынки – это США и Япония. И известны случаи, когда японские нувориши действительно приобретали Spyker, чтобы на автовозе довезти его до нужного места, а потом уже в самой машине завернуть за угол и с шиком припарковаться у ночного клуба. На улицах Калифорнии Spyker в массовом порядке замечен не был и живет только в гаражах особых фанатов.

Короче, совсем не Ferrari и не Lamborghini. Интерес к компании подогревается только успешными демонстрациями на автосалонах, как это было с внедорожником Spyker D12 Peking-to-Paris, который так и остался концепт-каром. Кстати, последнее детище компании – Spyker Aileron – все еще не прошло сертификацию.

О Spyker заговорили во всем мире и тогда, когда 23 февраля 2010 года был подписан договор о покупке голландцами шведского Saab. Сумма сделки – 74 млн. долларов. Неплохо для производителя штучных автомобилей!

Разговоры о покупке не помогли Spyker вытащить Saab из долговой ямы. Не надо было шведам пугаться того, что совладельцем Spyker к тому времени являлся Владимир Антонов и его «Конверс Групп». Европейцы испугались якобы криминального происхождения капиталов Антонова и он под давлением GM вышел из состава владельцев компании. Кстати, деньги полученные за «отказ» Антонова и позволили Spyker завершить сделку.

Свой путь Виктора Мюллера и Мартена де Брейна

Реальным ее итогом можно считать только то, что Spyker Cars теперь официально называется Swedish Automobile с штаб-квартирой в Нидерландах.

Русские деньги кончились намного раньше, чем рассчитывали. И новая компания уже заявила о том, что не может платить зарплату сотрудникам и ведет переговоры о дополнительном финансировании.

Кавалерия из-за холма не заставила себя ждать. Владимир Антонов выразил желание выкупить подразделение Spyker обратно и уже получил на то согласие шведов. В ближайшее время Spyker опять перейдет под его контроль и Антонов получит пакет в размере 29,9 процентов акций.

История продолжается и, может быть, уже в конце этого года Spyker все-таки появится на улицах?

Что скажете?

Комментировать 0