Свой путь Ли Нобле

Англия – страна традиций. Там привыкли пить чай в пять часов пополудни, мерить пиво пинтами, ездить по противоположной стороне улицы и строить удивительные автомобили, которые впоследствии занимают почетное место в мировой автомобильной истории.

В этом процессе также существует традиция. В пабе встречаются двое. Один – инженерный гений с неистребимым желанием строить свои автомобили. У второго есть лишние деньги и неистребимое желание во что-нибудь их вложить. Так появился Noble М12 – самый быстрый серийный английский автомобиль на начало XXI века.

Автомобиль был назван по имени своего создателя – инженера Ли Нобля, который в последнее время просиживал свои джинсы в конструкторском бюро McLaren и проектировал шасси для дорожной версии F2. И мечтал о собственном производстве – машин так на 20 в год. Судьба распорядилась иначе.

После того как были найдены источники финансирования и сконструирован первый автомобиль, встал вопрос о том, где наладить производство кузовов. Потому что строить около Бирмингема что-то типа АвтоВАЗа в планы компаньонов не входило. Под компанию Noble Automotive было арендовано два ангара. В одном разместились конструкторское бюро (на самом деле это офис Ли), сервисный центр на пару подъемников, склад и офис компании. В другом помещении – сборочный цех на семь подъемников. Ли построил свой автомобиль по следующему принципу: на шасси собственной конструкции (вот он, опыт работы на McLaren) надет пластиковый кузов и вставлены "фордовские" двигатель и коробка. Так что главная проблема была в том, где делать шасси и кузов. Неплохое производство нашлось не где-нибудь, а в Южной Африке, в городе Порт Элизабет, где уже делали кузова для английских мелкосерийных автомобилей. Компаньоны сели в самолет и махнули в ЮАР. Там посмотрели чертежи и сказали: "О'кей, сделаем". Но хорошую цену давали при условии, что автомобилей будет не 20 в год, а 200! Нобелю очень хотелось иметь свой автомобиль, и компаньоны рискнули. И не прогадали – Noble в итоге освоил не только Англию, но и США, Италию и Германию.

Свой путь Ли Нобле

Все знают английскую марку Lotus, что-то слышали о Caterham. А Jensen уже путают с сортом виски, Bristol – с одноименным городом и так далее. Поэтому мало кто сможет сразу оценить то, как Noble построен. А нам повезло: во время тест-драйва на известном треке в Рокингхэме мы увидели на стоянке несколько "Лотусов" и подошли сравнить. Да, товарищи, это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Прежде всего на Noble мы не обнаружили кривых щелей между кузовными панелями, толщиной в палец. В нарушение всех английских традиций на нем нормально и очень аккуратно вклеены все стекла, и даже коврики внутренней обшивки не загибаются в салон, а педантично заправлены под специальные панельки. А определенный шарм добавляют немногочисленные хромированные детали: горловина бензобака, кронштейны зеркал заднего вида и стойки антикрыла.

Внутри – максимум комфорта при минимуме лишних деталей. Простой, функциональный и красивый блок приборов – классический спортивный, состоящий из трех круглых циферблатов. Все контрольные лампы вынесены на центральную консоль. Они непривычно большие, чтобы сразу привлечь внимание водителя к "неполадкам в пробирной палатке". Рядом с ними расположились указатель температуры масла и две клавиши. Одной включаются противотуманки, а другая фальшивая – ее расположили для симметрии и пока не придумали, что ею можно переключать. Отдельно расположена большая красная кнопка включения стартера – еще одна дань традициям спортивного английского автомобилестроения.

Посадка водителя и пассажира в Noble – отдельная песня. В машину не садятся – в нее ныряют. А если на дороге открыть дверь, то можно, не нагибаясь, поднять с асфальта монетку. Субъективное ощущение такое, что в движении ты постоянно скребешь задницей по асфальту. Даже те, кто сидит на скамейке в парке, видят дальше – водитель Noble живет на одном уровне с усталым человеком, который вышел из паба и прилег отдохнуть на кромке тротуара. И, что самое удивительное, это не напрягает. Потому что сидеть в этом автомобиле очень удобно водителю любого роста. Регулировок не так много, но они продуманы до мелочей. Сиденье водителя регулируется только в одной плоскости – вперед-назад, но диапазон больше, чем в обычных автомобилях. Во-вторых, увеличена регулировка вылета руля. Правильно оперируя всего двумя регулировками, можно устроиться более чем комфортно.

Свой путь Ли Нобле

Места водителя и пассажира разделены высоким туннелем. Это продиктовано конструкцией автомобиля, так как в нем расположены многочисленные шланги "жизнеобеспечения" двигателя: система охлаждения находится впереди, мотор – сзади. Поэтому селектор КПП расположен довольно высоко, и к нему надо привыкнуть. А о том, чтобы воспользоваться на ходу "ручником", можно вообще забыть – кисть приходится поднимать на уровень плеча.

Двигатели для Noble получали с английской тюнинговой фирмы, которая расположена неподалеку. Это "фордовский" движок объемом 3,0 л и мощностью 203 л.с. Англичане устанавливают на него две турбины высокого давления и немного шаманят с настройками – меняют алгоритм впрыска, уменьшают степень сжатия и так далее. С такого мотора снимают уже 352 силы при фантастически увеличенном крутящем моменте (478 Нм против 266). Уже непосредственно на Noble Automotive на мотор устанавливают противоотливный картер собственной конструкции, чтобы избежать масляного голодания во время гонок на треке. Дело в том, что большинство владельцев подобных автомобилей в Англии регулярно собираются на так называемые track days. Для этого арендуется трасса на простаивающем в данный момент стадионе для кольцевых гонок. По ней и гоняют с инструктором до полного потемнения в глазах.

Механическая коробка приходила с того же "свечного" заводика и доводилась уже в сборочном цеху – на нее устанавливали механизм переключения передач, опять же собственной конструкции. Благодаря этому ход рычага переключения делается более коротким, и повышается четкость включения. Это даже не тюнинг, это норма для спортивного автомобиля.

Свой путь Ли Нобле

В Noble вообще удивительным образом сочетаются приметы настоящего спортивного болида и автомобиля "на каждый день", как бы кощунственно это ни звучало. Например, подвеска – конек и профессиональная гордость Ли Нобля. Она двухрычажная, с рычагами неравной длины (верхние короче). Такая схема применяется на спортивных автомобилях и не только гарантирует постоянный контакт с дорогой, но и позволяет очень точно "играть" с настройкой подвески. А вот амортизаторы расположены вертикально – это примета "гражданского" автомобиля. Если амортизаторы расположить горизонтально, то о комфорте в салоне можно забыть. Разглядывая "голый" автомобиль на сборочном стенде, мы так и не смогли обнаружить в подвеске рычаги поперечной устойчивости – их просто не предусмотрено. И несмотря на это, рулится Noble просто фантастически – все-таки Ли Нобле почти гений в своем деле. Кстати, он же приложил руку к разработке подвески на знаменитом Mercedes McLaren, который имеет аналогичную двухрычажную схему.

Стоп, почему в прощедшем времени? А потому, что все эти эскапады Ли уже остались в прошлом. Он покинул свое производство на самом пике популярности модели Noble M12. И что бы не говорили конкуренты и завистники о долгах, неудовлетворенности сбытом и прочих приземленных вещах, мы знаем в чем тут дело. Ему стало скучно! Он своего достиг и теперь ищет новые рубежи. И мы о нем услышим...

Что скажете?

Комментировать 0