Свой путь братьев Опель

7 декабря 1941 года состоялся печально известный налет японской авиации на Перл-Харбор. После этого США официально вступили во Вторую мировую войну и начали составлять опять же официальный список военных потерь, который скурпулезно ведет бухгалтерия каждой державы.

В начале 1942 года там появилась запись о потере активов в размере $34 980 024, расположенных на территории Третьего Рейха. Парадокс? Германию тогда не бомбили и до открытия Второго фронта оставалось еще два долгих года. Дело в том, что в графе «потери» фигурировала американская собственность на фашисткой территории – заводы фирмы Opel. Сложился парадокс – на американском предприятии ковалась боевая мощь фашисткой Германии.

Дело в том, что с 1928 года Adam Opel AG – это филиал всемогущего в те годы американского концерна GM. Как и сегодня, кстати... Но сегодня никого не удивить сложными слияниями и громкими разводами в сфере бизнеса. А для середины 20-х это было громкое событие, о котором целых три года трещали все стредства массовой информации. Компания Opel, названная так по фамилии своего основателя Адама, начала свою работу в 1862 году (да-да, через год после отмены крепостного права в России). Занималась она производством... шляп и всего через пару лет стала крупнейшим производителем Германии. Дело в том, что Адам Опель был горячим поклонником новомодных механизмов – к шитью головных уборов он приспособил швейную машинку, переделав ее в специфический станок. В 1884 году его воображение покорил велосипед – от шляп он перекинулся на средства транспорта. Кстати, на велосипедах Opel впервые были использованы шины наполненные воздухом – идея англичанина Данлоп.

Свой путь братьев Опель

Адам умер в 1895 году, оставив после себя пять сыновей и огромное по тем временам производство велосипедов и швейных машинок (первая любовь, а как же!). Братья Опель тоже любили современные механизмы и из любопытства прокатились в 1897 году на Берлинский автосалон. Где и пощупали собственными руками первые самоходные экипажи. Трое из них остались верны мускульной силе, но парочка – Карл и Фриц – воодушевились настолько, что прикупили фабрику некого изобретателя Лутцмана и начали собирать свой первый автомобиль – одноцилиндровый Lutzman Opel 1899 года.

Первый блин был комом – неудачный по своей конструкции автомобиль практически не продавался, и приходилось постоянно занимать деньги у остальных братьев. Велосипеды продавались тогда несколько лучше.

Успех к фирме пришел только в самом начале ХХ века, когда на заводе Opel по лицензии собирали французский Darrak. Этот автомобиль раскупали настолько хорошо, что братья смогли приступить и к собственным разработкам.

Кроме того, они были азартными гонщиками и не пропускали ни одного спортивного мероприятия. Более того – они выигрывали их на автомобилях собственной конструкции. Престиж рос, как на дрожжах.

Потом была мировая война, когда братья занимались поставками грузовиков для армии, постепенно расширяя конструкторское бюро для проектирования собственных легковых автомобилей.

Свой путь братьев Опель

Война закончилась не в пользу Германии – на страну обрушилась волна инфляции. Велосипеды и то продавались плохо. Компанию, которая уже нарастила жирок, надо было срочно спасать.

Помощь решили искать за океаном – Америка уже тогда славилась умением снижать производственные затраты и ее автомобильная промышленность успешно справлялась с производством массовых недорогих машин. Вильгельм провел за океаном целый год, и к 1924 году завод Opel полностью преобразился. Новые станки, новая логистика и первый на территории Германии конвейер. На нем производился небольшой двухместный автомобиль, который в народе прозвали «лягушонок» – его красили в сочный зеленый цвет.

Вроде бы жизнь наладилась – завод производил около 250 автомобилей в день, на нем трудилось 8 000 человек. Но время для Германии было все равно трудное – инфляция не отступала, и даже дешевый автомобиль не так быстро находил своего покупателя. Лишние деньги были только у спекулянтов и биржевых игроков. А эти люди предпочитали роскошные и дорогие импортные автомобили. Налаженное производство Opel постепенно перестало приносить прибыль. Надо было закрывать производство – кстати, в те годы умерло достаточное количество автомобильных производителей, имена которых прославили историю автомобилестроения. В эти годы начинается закат «Испано-Сьюизы», «Бугатти» и окончательно умер, как производитель авто, «Лорен-Дитрих».

Свой путь братьев Опель

А вот братья Опель не смогли отказаться от дела, которому они посвятили всю свою жизнь. Ради спасения предприятия они решились на непопулярный в те годы шаг – лечь под сильную руку заокеанского дядюшки. После сложных переговоров в 1928 году фирма Adam Opel AG стала филиалом General Motors. Американцs выкупили 80 процентов акций и стали основными владельцами фирмы.

Что позволило президенту General Motors Уильяму Кнудсену констатировать в конце 30-х: «На нашем немецком предприятии полным и безраздельным хозяином стал Гитлер, с чем имею честь поздравить всех владельцев и совладельцев концерна...»

С тех пор прошло не так много времени – но сегодня Opel, пережив войну, полный разгром своих предприятий в 1945, экономический послевоенный кризис, – все еще гордость немецкой промышленности и все еще головная боль для GM.

Но это уже другая история...

Что скажете?

Комментировать 0