Кларксон о Stratos

Старый Stratos – одна из моих самых любимых машин. В нее было сложно сесть, было сложно что-то из нее увидеть, было сложно ее водить

Кларксон о Stratos

В конце прошлого года редактор попросил меня просмотреть все машины, которые появились в 2010 году, и выбрать из них лучшую. Все равно что порыться в унитазе и выбрать лучшую какашку. Они все коричневые и отвратительные. Или французские.

Я решил, что 2011 год опять принесет то же жалкое дерьмо. Потому что автомобили, которые сейчас покидают промышленную утробу, вынашивались в то время, когда Lehman Brothers отправились к праотцам, а Исландия взорвалась. Я думал, это будут километры и километры Hyundai и Kia, чуть комично разбавленные новым паркетником-амфибией от Mini. Но однажды, думая совсем о другом, я увидел фото нового Stratos. У меня немедленно заныли зубы и встали дыбом волосы на шее.

Старый Stratos – одна из моих самых любимых машин. В нее было сложно сесть, было сложно что-то из нее увидеть, было сложно ее водить, а поскольку за рулем ты сидел в нелепой позе балансирующего на руках йога, занос мерещился тебе еще до того, как ты поворачивал ключ в замке зажигания.

А потом, когда ты поворачивал ключ и находил педаль газа за пассажирским солнцезащитным козырьком, ты немедленно устраивал жуткую свалку, потому что колесная база у Stratos была не больше дюйма. А педаль тормоза обычно оставалась на заводе.

Конечно, в умелых руках это был превосходный раллийный снаряд. Настолько превосходный, что выиграл Чемпионат мира в 1974, 75 и 76 годах, затмив такие светочи, как Ford Escort и Vauxhall Chevette.

Я не шибко интересовался раллийными машинами. Тогда за всем стояла политика. Но я полюбил дорожный Stratos. Особенно если у него были большие противотуманки и раскраска Alitalia.

Идея впервые увидела свет в форме идиотского концепта в 1970 году, но в итоге кузов сделал Марчелло Гандини, который набил руку на Lamborghini Miura и потом по-настоящему показал себя в Countach.

Поначалу Lancia не очень понимала, для чего нужен ее новый короткобазный клиновидный аппарат, где водитель делает “вакрасана”. И понятия не имела, какой ставить двигатель. Она попробовала V4 от Fulvia, потом мотор от простого седана Beta и наконец решилась поставить V6 от Dino. То есть Ferrari (пусть педанты порадуются, все равно его так не называли). Получился, без сомнения, суперкар. И поэтому он поселился на стене моей спальни. Если бы я был Джеймсом Мэем, то сказал бы, что без щекотки в основании пениса не обошлось.

Конечно, к тому времени, как я сел за руль Stratos, мир изменился. Stratos уже не казался ни суперкаром, ни даже просто супером. Он был похож на дедушкины штаны. Я казался себе старым, и было ужасно неудобно. Вальковая отжималка из мира стиральных машин. Красивая отжималка. В цветах Alitalia. Но, тем не менее, отжималка.

Разумеется, тот, кто действительно хотел Stratos, мог купить автомобиль в компании Hawk. Но если внешне он и был похож на Stratos, ездить на нем было не более чем любопытно.

Поэтому я ждал и ждал того дня, когда кто-нибудь главный в Lancia проснется и скажет: “Знаете что? Я хочу заново построить самую лучшую из наших машин!” Ждать пришлось долго.

BMW заново изобрела Mini. Fiat – 500-й. GM – Camaro. “Take That” заново изобрели себя. Но Lancia по-прежнему лепила скучные Fiat с уродливыми кузовами для итальянских политиков, которым был нужен родной бренд. Иногда о новом Stratos поговаривали и даже показывали картинки. Но люди из Lancia просто дразнили нас. Они не собирались ничего строить. И сегодня ничего не изменилось. Lancia по-прежнему делает всякую ерунду, а Stratos до сих пор нет...

И тут я его увидел. К счастью, нетерпеливо ждал не только я: кто-то более способный и активный устал дожидаться и создал Stratos XXI века.

В двух словах это Ferrari 430, из которого вырезали 200 мм, чтобы получить знаменитую короткую базу. Есть каркас безопасности, керамические тормоза, коробка с подрулевыми переключателями (фу-у-у), углепластиковый салон и новая система управления двигателем, которая подняла мощность V8 до 532 л.с.

Но все это меркнет – метафорически и буквально – в тени углепластикового кузова. На старый Stratos это совсем не похоже. Но так выглядел бы Stratos, если бы последние 40 лет Lancia не строила ипсилон за ипсилоном. Это фантастика! И более того, это дизайн Pininfarina. Итак. Построенный Pininfarina, оснащенный мотором от Ferrari автомобиль, похожий на Stratos. Насколько он может быть хорош?

К сожалению, сайт производителя переведен с итальянского – то есть так цветист, будто написан соком гортензии. Можно читать неделю и так ничего и не узнать. А единственный независимый тест написан людьми, которые не сказали правды из боязни обидеть дизайнера, предоставившего им эксклюзив. Я слышал, что эта тачка тянет на полмиллиона фунтов. Но повторяю: построена Pininfarina, с мотором от Ferrari, похожа на Stratos. Ради такой можно решиться ограбить банк. Кто пожалеет полмиллиона за свидание с девушкой, у которой энергия Миссис Тэтчер, чувство юмора Виктории Вуд и тело Скарлет Йохансон? Таков этот автомобиль.

И потому, наверное, чуть раньше, чем ожидалось, я хотел бы сказать: несмотря на достойных конкурентов (BMW 1-Series M, Citroen DS3 Racing), мой автомобиль 2011 года – новый Stratos.

Осталось только на нем поездить.

Что скажете?

Комментировать 0