Top Gear на ралли "1913 Alpine Trial"

Ностальгические фото из наших безграничных архивов. Top Gear за рулем столетнего Rolls-Royce Ghost и точно такого же нового

1,5 миллиарда рублей. Вот примерная стоимость всего содержимого парка легковых автомобилей в Вене, где находятся 48 невероятно старых и невероятно редких Rolls-Royce Ghost. Весьма впечатляюще – ведь каждый из них только что закончил 2977 километровую 16-дневную гонку по самым изнурительным и безумным дорогам Альп. Без передних тормозов, с шинами шириной с iPhone и правилами эксплуатации, требующими приложить немало умственных усилий.

Если перемотать на 100 лет назад, то на том же месте вам предстала бы сцена эм… совершенно иная, ну плюс-минус несколько революционеров (Сталин и Троцкий жили здесь в свое время). Но вы бы заметили и кое-что знакомое. Видите синий Ghost с громадным капотом? Эта тачка тоже только что завершила практически идентичную гонку через горы - 1913 Alpine Trial.

Что-что, Alpine Trial, спросите вы? Это была гонка на надежность, появившаяся в 1910-м, задуманная с единственной целью - разрушать тачки. Перед Первой мировой войной она считалась самой суровой гонкой в Европе и проходила через Австрию, Хорватию, Словению и Италию. Все важные птицы - Bugatti, Daimler, Audi - обкатывали здесь крутые версии своих стандартных тачек. Это как довоенный гибрид WRC и Ле-Мана, только жестче.

Участие в этих гонках принесло Rolls звание "лучший автомобиль в мире". Это было после того, как ровно сто лет тому назад выступавший за свой счет гонщик Джеймс Рэдли финишировал первым на каждом участке в гонке 1913 года. Его автомобиль сохранился до сих пор и теперь принимает участие в праздновании столетней годовщины гонки, организованном 20-Ghost Club, - мероприятии, которое сподвигло современный Rolls-Royce построить специальную версию Alpine Trial Centenary Ghost.

И вот почему армия насекомых сейчас жужжит над моей огромной аппетитной тушей - Top Gear сидит в оригинальной тачке Рэдли на последних километрах ралли. И туча комаров кружится над Silver Ghost с открытым верхом, за рулем которого находится Джон Кеннеди, пока мы медленно поднимаемся к горной вершине на границе Австрии и Словении.

"Есть в этом нечто особенное, - говорит Джон, осуществляя двойной выжим педали сцепления и одновременно регулируя состав воздушной смеси рычажком в середине рулевого колеса. - Я проехал около 200 000 км на этой машине и ездил по этой трассе раньше, но знать, что ты ведешь машину примерно в том же месте, что и 100 лет тому назад, - это прекрасный момент".

"Хотя на таких дорогах нужно быть осторожным. Это в Англии можно ошибиться с передачей или неповоротливым рулем и съехать с дороги на зеленую лужайку, но если ты ошибешься здесь или на перевале в горах, за это придется платить. Если все делать правильно, старый Rolls невероятно управляем". И это именно то, что Rolls-Royce пытался доказать, участвуя в гонке 100 лет назад. Ну и спасти свою репутацию.

Видите ли, за год до памятной даты Джеймс Рэдли сел за руль 1912 Silver Ghost, но сильно недооценил суровость трассы и требования по управлению трехскоростной машины в горах - набрав максимальную скорость, он выставил не ту передачу, и машина намертво встала на самой крутой части дороги. Рэдли снялся с гонки.

Это в Англии можно ошибиться с передачей или неповоротливым рулем и съехать с дороги на зеленую лужайку, но если ты ошибешься здесь или на перевале в горах, за это придется платить

Репутации Rolls-Royce был нанесен серьезный удар, так что через год, услышав, что Рэдли собирается снова участвовать в гонке, компания решила не только сама тестировать и готовить машину, но и выставить параллельно другие Ghost. Четырехскоростная коробка передач была специально разработана с ультранизкой передачей для самых крутых склонов, шасси и подвеска усовершенствованы, бензобак увеличен, и добавлен еще один - запасной, плюс специально для ралли была разработана новая пусковая система двигателя.

И, как подсказывает наше присутствие здесь, эта работа была проделана успешно. Ghost пришел первым, вторым, третьим и четвертым на всех этапах, кроме одного, и (Rolls-Royce настаивает, чтобы мы напомнили) с этого момента репутация компании взлетела до отметки "строит лучшие тачки в мире", и, что важнее, после гонки продажи в Европе возросли.

Даже 100 лет спустя вы можете оценить, какой был ажиотаж. Позируя на обшитом пуговицами переднем сиденье, которые выглядит так, словно оно было позаимствовано у графа Честерфилдского, и созерцая эмблему на капоте, нельзя не заметить, как легко идет эта машина. Она такая же британская, как сама Империя, и изолирует вас от дороги без потери управления автомобилем, хотя и использует полуэллиптические листовые рессоры. Заставить технологии времен лошадиных упряжек работать таким образом - это настоящий пример широкой инженерной интеграции, ставшей фирменной фишкой Rolls-Royce.

И она довольно быстра: на четвертой передаче выжимает 97 км/ч - практически Veyron по меркам того времени. Все это благодаря убойному двигателю под капотом - 7,4-литровой рядной "шестерке" со 180 оборотами в минуту (да, именно - сто восемьдесят) и каждым цилиндром емкостью больше литра.

И только при торможении она демонстрирует свой возраст. Задние барабанные тормоза работают примерно так же, как и настоящие барабаны из оркестра, установленные вместо тормозов. Они жутко перегреваются и перестают работать совсем - что задает серьезную задачку, когда вы съезжаете вниз по горной дороге. Тут есть средняя педаль, но она замедляет трансмиссионный вал, и злоупотребление ее использованием приводит к затратным, разрушительным последствиям. Изъян, который к счастью, отсутствует в современной версии.

Надо сказать, за исключением нескольких особенностей, у этих двух тачек не так уж и много общего. Да, у одного из 35 специальных экземляров Ghost задние колеса от машины Рэдли, голубой окрас, литой капот и черная решетка. Что еще? Технологически ничего. Вдвое больше цилиндров, но чуть меньше рабочий объем - 6,6 литра. И при помощи пары турбин двигатель выдает 571 л.с., 779 Нм и разгоняется до сотни за 4,7 с (так же, как и "нормальный" Ghost). Еще подвеска - настоящая симфония пневматической технологии. Система настолько чувствительна, что в состоянии определить, что на заднем сиденье кто-то пересел с одной стороны седалища на другую и выровняться в соответствии с этим. И еще: это первый Rolls, у которого есть управляемая спутником трансмиссия, которая использует GPS для определения типа ландшафта, объединяет эту информацию с данными по вашему стилю вождения и контролирует передачи.

Но новая и старая машины исповедуют одну особую философию. Они обе - результат бесконечного бескомпромиссного улучшения и доработки. Они мчатся вниз по дороге, как селевой поток, - не спортивно, но невероятно уверенно. Для пассажира они - как крепкая рука поддержки в мире, который сходит с ума. Качество исполнения, которое есть только у самых лучших тачек в мире.

Мы наконец-то приближаемся к Вене на 1913 Rolls-Royce Ghost. Джон указывает на отрезки пути, которые ранее входили в состав Alpine Rally - индустриальные комплексы, велосипедные полосы или просто заброшенные дороги. "Печально, что мы не можем быть полностью верны старой трассе, но наше мероприятие нечто большее, чем просто воссоздание прошедшего 100 лет назад ралли, - это демонстрация того, на что способен Ghost. Много подобных машин заперты в частных коллекциях и опломбированы. Да, они драгоценны, их нужно сохранить. Но в конечном счете, они ничего не стоят, если не ездят. Здорово напомнить людям, что именно могут Rolls-Royce. И могут очень хорошо".

Текст: Мэттью Джонс
Фото: Джейми Липман

Что скажете?

Комментировать 0