Виталий Тищенко о гиперкарах

Какими бы мягкими ни были автомобильные кресла, удобств в современных машинах не больше, чем в пещере

Йах-хуу! Ур-раа! Гип-гип! Ва-а-аауууу! Свершилось! Наконец-то! Хотите, открою вам страшную тайну – почему “Гиперкаром года” мы назначили McLaren P1?

Нет, наши родные англичане, конечно, расписали, чего да как. И Кларксон лично руку приложил. Британия снова построила супербыструю тачку – опять нет повода не выпить.

Но на самом деле вам должны быть пофиг все его электромоторы с аккумуляторами – почти такое же добро есть и у Toyota Prius. И два-и-восемь до ста, и даже шесть-и-восемь до двухсот тоже пофиг – Prius, конечно, помедленнее, зато феттелевский Red Bull все равно побыстрее. А все, что между ними, – всего лишь набор компромиссов между ценой и инженерным качеством конструктива.

Сколько ни кричи: “Прорыв! Революция!”, а со времен самоходок Карла Бенца в автомобильном вопросе изменилось до смешного мало. Такой-сякой мотор (да хоть бы и электрический – в конце ХIХ века на электричестве рекорды скорости ставили), три-четыре колеса, руль, педали и возница, который все это дергает и жмет.

Но если силовые установки хотя бы эволюционировали, выдавая все больше лошадиных сил и ньютон-метров в обмен на все меньшее количество жидких углеводородов в баке, то в вопросе бытовых удобств в наших автомобилях царит совершенно каменный век.

Все прошедшие с появления Benz Velo годы в автомобиле не было и нет своего, штатного, законного, удобного, трам-тарарам, места для мокрого зонта (Phantom и Superb не в счет – у них зонты свои, специальные), дамской сумки, мужского портфеля, канистры с незамерзайкой и пакетов с провизией из супермаркета.

Все это до сих пор бросается куда попало и елозит, громыхает, рассыпается, разливается, пачкает и пачкается, несмотря на космическую электронику ABS и ESP, а также вечно грязную видеокамеру заднего вида.

Более того, по дороге к гибридам и два-и-восемь до сотни мы потеряли даже то немногое здравое, что успело войти в автомобильный обиход. Например, ремни, которыми на заре XX века к автомобилю крепились чемоданы. Только сейчас этот крепеж возвращается снова – в виде жестких и мягких перегородок-органайзеров в багажнике. Да и то в основном на премиальных авто и в виде опции, тре бующей существенной доплаты.

Но даже в них – в этих премиум-аппаратах ценой в московскую квартиру – число посадочных мест может доходить до семи, но число санузлов неизменно равно нулю. Хотя космонавты уже давно пьют воду, восстановленную из их собственной мочи.

Короче, вы не сможете возразить: какими бы мягкими ни были кресла современного автомобиля, сколько бы видов массажа они вам ни предлагали, удобств в наших машинах по-прежнему не больше, чем в пещере.

Чтобы сварить кофе или зажарить мясо, вам придется развести костер, а справлять нужду вы будете в поле, на ветру и под дождем. И где тут, скажите на милость, плоды 128-летнего прогресса?

Периодически я пытаюсь представить себе реакцию наших едва моторизованных предков на современный автомобиль. Ну, например, если бы удалось закинуть новый Lamborghini Aventador в 1910, к примеру, год – вот бы они там обалдели, думал я раньше.

Но недавно наконец понял – не обалдели бы. Они бы просто не поняли, зачем нужна машина, в которую надо не входить, а ложиться. В которой дамам некуда девать юбки, а мужчинам – шляпы, не говоря уже о багаже. А ездить Lambo смогла бы только по мощенной брусчаткой городской площади – медленно, с трудом и только в те дни, когда там нет базара. Так что поглазели бы предки на ядовитый цвет и широкие шины – и потихоньку разъехались бы на своих удобных каретах с керосиновыми двигателями. В конце концов, шесть-и-восемь до двухсот им, в отличие от нас, были ни к чему – они и так везде успевали.

И все это наконец возвращает нас к “Гиперкару года по версии TopGear” – McLaren P1. Потому что у “МакЛарена” скоро будет крайне полезная вещь, способная реально отва лить башку не только предку, но и современнику. Мегаизобретение. Гиперштука.

Это ультразвуковая система очистки стекол – как на истребителях.

То есть вместо придуманных еще до Рождества Христова убогих дворников, которые с трудом стирают со стекла даже чистую воду, мы наконец получим действительно передовую технологию, одним импульсом начисто сносящую с лобового (а может, и зеркал?) и грязь, и насекомых, и лед. Эту систему не надо будет менять раз в полгода. Очевидно, ей не понадобится и дорогущая незамерзайка, расход которой в зимней Москве доходит до литра на километр. Так что заодно McLaren уничтожит и проблему хранения пресловутой канистры с “жижей”.

Только за этот грядущий шаг из троглодитов в космонавты лично я готов признать P1 Нашей Тачкой Года (хотя в абсолютном зачете победила другая машина). Ведь эта история делает более ясным не только взгляд на дорогу, но и взгляд в будущее.

И дает надежду, что лед тронулся, темные века невежества, лени и косности остались позади – и вскоре в любом автомобиле наконец будет, куда положить мокрый зонтик.

Что скажете?

Комментировать 0