Вот, кто придумал Toyota GT86

Знакомьтесь: Тецуя Тада и Йосинори Сасаки. Два суперталанта

Тада-сан сидит в баре живописного домика в горах в глубинке Аргайла и разглядывает карту. В руках у него стакан с виски. Тада-сан серьезен. Его коллега Сасаки-сан тоже держит стакан лучшего шотландского виски. Пальцем он ведет по карте к месту, которое они вдруг узнали. Глаза у обоих загораются, как будто они только что открыли закон притяжения.

"Мы хотим найти Несси, – объявляет Тада-сан с дружелюбной японской интонацией. – Мы хотим увидеть лох-несское чудовище". Сасаки-сан согласен.

Вот, кто придумал Toyota GT86

Сначала нужно ввести вас в курс дела. Тому, кто за прошедшие четыре года слишком пристально следил за тем, как мировая экономика распадается быстрее, чем задние шины на Mercedes AMG, потянув за собой все остальное, скажем, что на рынке появился новый спорткар. Но совсем необычный. Называется Toyota GT86. Или Subaru BRZ. Или Scion FR-S. Различаются они только названием, и все – превосходные машины. А перед нами сидят два его автора и пытаются понять, как доехать до мифологического чудища, живущего в холодном шотландском озере.

Это Тецуя Тада (справа) и Йосинори Сасаки (слева) – главный инженер и зам главного инженера. Они дружат больше 20 лет и занимаются заднеприводными машинами. Сейчас они немного… навеселе. Поэтому и охотятся на Несси. Мы подождем до утра, когда погода (и головы) прояснится, и прокатимся в самом горячем проекте Тада и Сасаки. Насладимся захватывающими шотландскими пейзажами и послушаем, что они скажут о 86 – машине, которая им обоим очень дорога.

Тада-сан вспоминает: "Бывший главный инженер Toyota, Исао Цудзуки, дал мне возможность перейти в Toyota и сменить работу. Когда я получил предложение от Toyota, я подумал: "Ух ты, я смогу сделать спорткар". Цудзуки-сан быстро спустил меня с небес на землю. Он сказал: "Хватит мечтать, тебе для этого нужно много, много опыта".

Тада-сан улыбается, ясно, что все-таки вышло по его задумке. "В Toyota я много лет работал с ходовыми, потом однажды мне позвонил мистер Тойода и сказал: "Надо поговорить, срочно приходи в мой кабинет". Я подумал: "Боже, ну что я такого сделал?"

Вот, кто придумал Toyota GT86

Дружелюбная и вежливая манера общения говорила о неординарности человека. И Тойода (тогда он был вице-президентом Toyota) дал Тада великий шанс: "Он сказал, что мне нужно подумать над спортивной машиной. Никаких условий. Никаких ограничений. Что хочу: большой, маленький, любой". Достаточно сказать, что Тада-сан в душе просто плясал от восторга, и фанат автомобилей внутри него пустился во все тяжкие.

Он быстро собрал команду, что отлично помнит Сасаки-сан: "Я, помню, тогда работал конструктором ходовых Avensis и Corolla. Я встретил Тада-сан на испытательном полигоне в Хигаси-Фудзи. Он подошел ко мне и сказал: "О, давно не виделись, чем занимаешься?" Я рассказал, как мне скучно работать над Corolla. И он ответил: "А я делаю спорткар… Завидно?"

Вот, кто придумал Toyota GT86

Сасаки смеется, а потом говорит серьезно. "Потом он спросил, не хочу ли я работать с ним". Глазами показывает, что сразу согласился стать заместителем Тада-сан. "После этого Тада думал о всяких суперкарах, но в команде был один паренек, очень рьяный, у него было четыре или пять AE86. Он решил, что новый спорткар должен быть таким".

И началось. У Тада были свои мысли. Как известно, GT86 – духовный наследник не только AE86, в честь которого он назван, но и роскошного Toyota 200 GT и малоизвестного купе Sports 800.

"Конечно, – замечает Сасаки-сан, – заднеприводные, заднемоторные и даже среднемоторные машины – это отлично. Но если вы хотите сделать кайфовый спорткар, он должен быть переднемоторным и заднеприводным. Как Toyota Sports 800. На этой машине стоял оппозитный двухцилиндровый мотор, и нам нравился ее низкий центр тяжести. Но у Toyota не было таких моторов. Примерно в то же время, когда мы обдумывали 86, стали задумываться о сотрудничестве с Subaru…"

Вот, кто придумал Toyota GT86

Видите, куда все идет? К счастью, благодаря истории заднеприводных купе Toyota – и миниатюрному 800 в частности – планы о совместном производстве SUV, который чуть не начали реализовывать, отложили. "Тада-сан подумал, что это отличный шанс получить для 86 оппозитный четырехцилиндровый мотор Subaru. Переговоры начались, и в конце концов мы пришли к соглашению. Это стало началом "команды 86" – не две разные компании, а одна команда спецов".

Результат той работы перед вами. Но, как в любом уважающем себя голливудском блокбастере, наши храбрые герои смотрели в лицо опасности и встречали непреодолимые преграды. "Когда я впервые предложил Toyota свою идею (о легком заднеприводном спорткаре), меня все время спрашивали: "А как он против конкурентов, он что, быстрее, мощнее, что мы можем использовать, чтобы продать его?" Конечно, я сказал: "Ничего такого нет", – и они… они были в шоке".

Вот, кто придумал Toyota GT86

Отражая нескончаемые просьбы сделать 86 превосходящим во всем, Тада-сан решил: пусть за него говорит его проект. "Разработка этой машины стояла полгода, потому что никто не верил, что все получится. Потом мы построили прототип – автомобиль, который показал, чего я хочу. Как только они поездили на нем, они купились".

И тут мы подходим к сути нового GT 86. Тада-сан и Сасаки-сан настаивали, что эта машина не будет хвастаться показателями. "Мы не ставили никаких целей, никаких цифр для 86, как, например, время за круг или время разгона, – подтверждает Сасаки. – У нас был один тест-пилот, и после каждых тестов мы спрашивали у него только одно: "Тебе понравилось?"

Конечно, он каждый раз говорил "да". Самым важным для меня было… ну, мы говорим так: "Ты должен улыбаться за рулем". И для Сасаки-сан это значит, что у машины первосортный руль. Как у 944 Turbo, который поразил Сасаки, когда он был в Европе. Поэтому решение поставить электроусилитель может показаться несколько странным. "Нет", - говорит Сасаки.

Вот, кто придумал Toyota GT86

"Электроусилитель не обязательно противопоказан спорткару. Гидравлические усилители существуют давно, у них много ноу-хау. Но теперь мы разрабатываем электрические и придумываем ноу-хау для них. Мы не торопились, представили новый софт и настроили его. Я бы сказал, что этот автомобиль рожден для виражей".

Ага, и еще срываться в занос при малейшем твоем движении, да? "Кто-то думает, что этот автомобиль слишком верткий, – говорит Сасаки, улыбаясь. – Но я так не думаю. У него нейтральный баланс, и если в нейтральной машине с чем-то переборщишь, то повернуть можно тремя способами: тормоз, газ или руль". Мы можем подтвердить, что эти двое отлично все сделали, особенно, если учесть, как высоко они замахнулись.

"С точки зрения динамики, – вступает Тада-сан, – мы всегда целим на Porsche Cayman." Надо сказать, что в Шотландию они приехали не только поохотиться за подводным монстром, но и испытать некоторые аэродинамические фишки и опробовать настройки амортизаторов, которые будут готовы в начале следующего года. Машину только начали продавать, а эти двое уже хотят ее улучшить.

Вот, кто придумал Toyota GT86

Отчасти превосходная динамика машины – результат приложения философии Тада-сан: "вернуть управление в руки пилота". Несмотря на то, что он работал над электроникой ходовой части – DSC и ABS, и все такое, – он стоял на том, что у нового 86 не должно быть электронных нянечек. "Toyota, конечно, очень внимательно относится к безопасности, - бесцветно отмечает Тада-сан, - но мы четко донесли, что на нашей машине не будет электронных вспомогательных систем. Когда я впервые сказал об этом в Toyota, они подумали, что я свихнулся. Серьезно!" Он заливается громким, хриплым, безумным смехом. Нет, Тада-сан, кто же подумает, что ты спятил?

Они подумывали поставить электронный дифференциал, но скоренько все переиграли, запихнув полноценный механический дифф Torsen. Потому что, как говорит Сасаки: "Для водителя, которому нужны мгновенные реакции, нам нужно было собрать чисто механическую систему". С этого момента основа была ясна: низкий центр тяжести, двигатель Subaru (с тойотовским впрыском), задний привод с дифференциалом повышенного трения и, конечно, шины, как на Prius. Узкие. Достаточно узкие, чтобы хорошо срываться в занос.

Вот, кто придумал Toyota GT86
Вот, кто придумал Toyota GT86

Этот новый 86, однако, только начало возрождения спорткаров Toyota. И скоро будет флагман. Вы уже знаете его имя…

"Следующий спорткар я хочу сделать большим, – объясняет Тада-сан, – чтобы "Вау!". И изображает вихрь. "Никто не ждал, что мы построим что-то вроде GT 86. Я хочу шокировать мир". Неужели – только тише! – мы увидим новую Supra?

Он громко смеется. "Конечно, все возможно". Сасаки-сан добавляет: "Мы не хотели вспомогательных систем в 86 – так мы мыслили. Но Supra – это очень большая мощность. К ней что-то нужно. Это будет другое направление спорткаров, нежели GT 86".

Очень жаль, но ни один из них ничего конкретного не сказал, поэтому получается вот что: GT 86 – горячий новый автомобиль, а Supra – "одно из направлений спорткаров Toyota". Будут и другие. Ясно одно. Если Тада-сан сделает все по-своему, новая машина точно не будет гибридной.

Вот, кто придумал Toyota GT86
Вот, кто придумал Toyota GT86
Вот, кто придумал Toyota GT86

"Наша программа LMP1 отлично показала нам динамику гибридов, но я думаю, что данная технология сейчас не очень хороша для дорожных спорткаров. Поэтому я не хочу связываться с этим". Мы говорим ему о космически быстром Porsche 918 Spyder. Ведь он и Сасаки восхищаются конструкциями этой компании. И он снова смеется: "Это отличная гибридная ходовая, но это для человека, у которого денег - куры не клюют. Мне подобное не нравится. Я хочу сделать машину, которую может себе позволить каждый, машину для обычных людей, а не то, на что нужна куча денег".

Именно так они выглядят – два фаната автомобилей, которые делают то, что любят. Сасаки-сан вспоминает, что рано приобщился к быстрой езде – ездил на дедушке GT 86. "Мой отец был инженером Toyota, делал самую первую Corolla Levin. Он однажды приехал на нем домой и позвал меня прокатиться. Я впервые сидел в такой быстрой машине. Меня вжало в сиденье! Потом я решил, что когда-нибудь куплю такую машину".

Куплю?! Да он ее сделал!

Вот, кто придумал Toyota GT86

Что скажете?

Комментировать 0