Subaru: в прошедшем времени

Мы оседлали несколько Subaru и сгоняли в Прибалтику – по местам боевой славы советского автоспорта
Subaru: в прошедшем времени
Мы оседлали несколько Subaru и сгоняли в Прибалтику – по местам боевой славы советского автоспорта

Сан Саныч Пикуленко, ныне радиоведущий, а в прошлом – автогонщик, делится воспоминаниями: “Вон там, к концу прямой «Москвич» выдавал все его 140 км/ч. А после того поворота на спуске главное было, чтобы машина не скользила: в скольжении «Москвич» быстро терял скорость, а потом набирал ее о-очень медленно...”

Пирита, Бауска, Бикерниеки, Кочергине... Тридцать-сорок лет назад для Сан Саныча со товарищи Прибалтика была автоспортивной Меккой. Гонки здесь были популярны, как нигде в СССР – будь то кольцо, ралли или кросс. В Прибалтике были предприятия, где делали гоночные автомобили – от кольцевых “Эстоний” до легендарной раллийной “Лады” ВФТС. А главное, были трассы и дороги, на которых было интересно гоняться: они требо вали от пилота мастерства и подчас мужества.

Subaru: в прошедшем времени

Кроссовая трасса Бауска, что под Ригой, сейчас принимает чемпионат Европы

Это понимаешь даже сейчас, когда едешь по тем трассам на современном Subaru – и не важно, это комфортабельный Forester или быстрый WRX STI. Таллинская “Пирита” состояла из дорог общего пользования, проложенных в лесу, – на ней было немного поворотов, но очень много деревьев. “Неманское кольцо” в Литве вообще чем-то напоминает Спа: виражи широкие и ходовые, с перегибами, а общий перепад высот на треке – 36 метров (это 12 этажей!). И если BRZ тут как у себя дома, то с “гражданскими” Subaru уже приходится обращаться осторожно. А представьте, каково было мчать здесь на машинах с диагональными шинами, барабан­ными тормозами и дорожными амортизаторами? Каркасов и ремней безопасности, кстати, тогда тоже еще не было...

Subaru: в прошедшем времени

Но еще больше в Прибалтике любили ралли. Любили так сильно, что некоторые гонки показывали по местному телевидению в прямом эфире! Болельщики остальной части СССР о таком и мечтать не могли. Мы знали только имена: Гирдаускас, Брундза, Тумалявичус... Быстрых эстонцев, латышей и литовцев хватало – что неудивительно при наличии таких дорог, во многом напоминающих знаменитые финские.

Subaru: в прошедшем времени

До ралли Сааремаа надо плыть. Но гонщики готовы

С превращением балтийских республик в балтийские страны гонок стало меньше: новые государства не поддерживали их финансами, а автоспорт, как известно, удовольствие очень дорогое. Прибалтийское “кольцо” уже не блещет массовостью, хороших современных трасс нет, а легендарные “Бикерниеки” и “Кочергине” интересны, но на сегодняшних скоростях уже небезопасны. Однако многие легендарные гонки прошлого остались – такие, как ралли “Сааремаа” на одноименном острове: этой гонке без малого 50 лет.

Subaru: в прошедшем времени

Кочергине (или "Неманское кольцо") – трасса быстрая и интересная. Но отбойники близко и асфальт старый

В былые времена она собирала весь цвет советского ралли, а теперь стала по-настоящему международной – в гости к эстонцам приезжают не только соседи-прибалты, но и спортсмены из России, Финляндии, Швеции, Польши. Здесь же, на узких гравийных дорожках, взошла звезда самого быстрого эстонца в истории – Маркко Мартина. А мы тут смогли в полной мере вкусить прелести полного привода Subaru. Особенно приятен на “Сааремаа” STI – автомобиль, который самим своим рождением обязан ралли.

Subaru: в прошедшем времени

В общем, в Прибалтике “никто не забыт, и ничто не забыто”. Автоспорт тут по-прежнему любят, а многие сегодняшние пилоты – дети тех, с кем соревновался Сан Саныч. И, видимо, неспроста Subaru на дорогах встречаются тут довольно часто...

ТЕКСТ: ВАЛЕРИЙ АРУТИН / ФОТО: АЛЕКСЕЙ БАРАШКОВ

Темы:

Subaru

Что скажете?

Комментировать 0