Bluebird Дональда Кэмпбелла

В 2001 году реактивный катер был поднят из морских глубин. После реставрации он стартует снова
В 2001 году легендарный Bluebird Дональда Кэмпбелла был поднят из глубин озера Конистон. После скрупулезной реставрации он стартует снова

Четвертого января 1967 года Дональд Кэмпбелл попытался побить собственный рекорд скорости на воде. На 482 км/ч его реактивный катер Bluebird K-7 подбросило и перевернуло. О воду он ударился на скорости 295 км/ч. Пока K-7 переворачивался в воздухе, у него оторвался нос, и Кэмпбелл выпал. На темном дне озера Кэмпбелл и Bluebird пролежали 34 года...

Но в этом году суперлодка снова выйдет на то же озеро. И это не новодел, а самый что ни на есть оригинал. Это как же? Да благодаря уроженцу Нью-Касла Биллу Смиту. В марте 2001 года Билл, профессиональный дайвер, поднял “Синюю птицу” со дна. А через два месяца нашел и Кэмпбелла. Его похоронили на берегу озера...

Bluebird Дональда Кэмпбелла

Теперь Билл и волонтеры проекта Bluebird собирают K-7 в мастерской в Норт-Шилдсе. Они используют все годные оригинальные детали. Когда реактивная лодка развалилась, большая их часть опустилась на дно Конистона, на глубину 42 метра. Кое-что осталось плавать на поверхности. В частности, поплавки-спонсоны: их подобрали, но позже они были утеряны. И талисман Кэмпбелла – игрушечный мишка Мистер Уопит, который остался у семьи. Сейчас у Билла есть фюзеляж, стальная рама, обшивка и вся топливная система. “По сути Bluebird был скорлупой, фюзеляжем с реактивным двигателем, – говорит Билл. – Двигатель слишком пострадал от воды, но кроме него среди того, что мы нашли, непригодных деталей наберется пара обувных коробок. Все остальное – рабочее”.

Bluebird Дональда Кэмпбелла

Проект на 100% живет пожертвованиями

Почти. Удар был таким, что металл скомкало, как бумагу. Но поскольку алюминий в чистой воде не корродирует, фрагменты “кузова” можно использовать снова. Bluebird будет восстановлен из собранных кусков и деталей – по крайней мере, тех, что не окончательно развалились при ударе. И никаких копий-новоделов.

Команда Билла поработает с найденным металлом: у них свое собственное ноу-хау. “Есть сотня способов резать, гнуть, тянуть и варить металл, – говорит Билл. – Но самое трудное – сжимать его. Растяните ириску, а потом попробуйте придать ей первоначальную форму – это настоящая черная магия”. Некоторые панели разорвало надвое, и их надо восстанавливать, варить. Билл по уши погрузился в это дело, а его 15 помощников уделяют ему каждую свободную минуту. Им помогают разные компании, дарят всякие нужные вещи – краску и клепки, например. Билл говорит, что они полностью живут на пожертвования.

Bluebird Дональда Кэмпбелла
Bluebird Дональда Кэмпбелла
Bluebird Дональда Кэмпбелла

На самом деле есть и 16-й доброволец. У Bluebird пока нет пилота. Но скорее всего им станет 44-летний Тед Уолш – компьютерщик, который на досуге участвует в гонках на моторных лодках по озеру Виндермир. Bluebird будет настоящей рабочей машиной, и власти Кумбрии для этого старта уже разрешили поднять ограничение скорости на озере Конистон с 16 км/ч до 160+ км/ч. Каково же будет рулить? “Вот и я спрашиваю, – говорит Тед. – Но честь велика. Мне придется приспосабливаться на ходу. Все равно что Льюису Хэмилтону мчать на Maserati 50-х, еще способном на свою максималку. Хотя до максималки я разгоняться не буду...”

160 км/ч на воде – это очень, очень быстро. Правда, современная гоночная лодка Class 1 разгоняется до 250 км/ч, но зато не будет риска, что Bluebird снова опрокинется. Авария K-7 произошла из-за череды событий: на огромной скорости катер потерял устойчивость и начал скакать. Потом пропала тяга, и на пятом прыжке лодку подняло в воздух. Последние секунды описал сам Кэмпбелл по радио: “Черт, тут такой … – успел сказать он. – Нос задрало… Я сейчас… О…”

Bluebird Дональда Кэмпбелла

Даже через полвека Кэмпбелл – легенда

Это мгновение потрясло весь мир. Кэмпбелл был суперзвездой своего времени – самый быстрый человек на воде и на земле (каждая его машина называлась Bluebird). С 1955 по 1964 год он установил семь рекордов скорости на воде. А в 1964-м стал первым человеком, который за год поставил два рекорда скорости: на воде и на зем­ле (649 км/ч). Попытка на озере Конистон на самом деле была пиар-акцией с целью заручиться поддержкой и деньгами для постройки ракетомобиля, на котором он мечтал разогнаться до 1352 км. Но жуткая авария положила конец мечте.

Многие критиковали Билла за то, что он поднял останки: дескать, Кэмпбелл и K-7 должны были оставаться на дне озера. Капитан остается с кораб­лем, говорили они. Но даже критиков объе­диняет одно: преклонение перед Кэмпбеллом. Он был истинным бриттом с бесстрашной душой. Сокрови­щем нации, как и его лодка-ракета. Некоторые счи тают, что с его смертью ушел английский дух первооткрывательства...

Благодаря Биллу и его товарищам он вернется.

ТЕКСТ: ДЭН РИД / ФОТО: НЕЙЛ ШЕППАРД, ДЖАСТИН ЛЕЙТОН, MIRRORPIX, А. Э. УИТЭМ, ПОЛ АЛЛОНБИ, CORBIS

Что скажете?

Комментировать 0