Jaguar vs Mille Miglia

В компании нового Jaguar F-Type TopGear увязался за пелетоном легендарной Mille Miglia

Ливень наконец превратился просто в сильный дождь, ветер чуть стих, а небо просветлело. По сравнению с тем, что здесь творилось полчаса назад, – сказка! Хотя не на такую погоду рассчитываешь в мае, да еще и в Италии... Дворники Jaguar по-прежнему суетливо скребут по лобовику, а чем дальше узкая горная дорожка уводит наверх, тем сильнее обзор сковывают хлопья тумана, сахарной ватой налипающие справа и слева.

Кровавым закатом вспыхнули стопари впереди идущей машины: остановка по требованию. Ага, одному из участников нашей кавалькады из пяти новеньких Jaguar F-Type поплохело.... Итальянский журналист, представившийся большим профи в высокой моде и лайфстайл, оказался о-очень чуткой натурой. Пара мощных ускорений и таких же энергичных замедлений, и готово дело – хлюпик-блогер тошнит в кустах.

Jaguar vs Mille Miglia

Рохля! Лично мне на этом участке не удалось разогнаться больше 120 км/ч: быстрее по узкому флорентийскому серпантину, окаймленному горной грядой с одной стороны и малопривлекательной пропастью – с другой, ехать, уж простите мой английский, стремно.

Боюсь и предположить, что сталось бы с желудком хлипкого итальянца, окажись он в одной машине с сэром Стирлингом Моссом 58 лет назад, когда знаменитый британец ураганом пронесся по трассе Mille Miglia за рекордные 10 часов 7 минут 48 секунд. Средняя скорость на дистанции 1000-мильной, а по-нашему, 1600-километровой, гонки составила 158 км/ч. Вдумайтесь только: это не максимальная, а средняя скорость! Не-ве-ро-ят-но!

Впрочем, Mille Miglia вполне официально претендует на статус самой невозможной гонки планеты. Выматывающая, не прощающая ошибок, жестокая – да-да, и это тоже о ней. Но любые эпитеты по отдельности не характеризуют эту гоночную авантюру в полной мере. Невозможная или даже безумная – куда ближе к истине. И уж именно безумцами “Милле Милья” славилась с первого дня собственной истории.

Jaguar vs Mille Miglia
“Слышь, посоны, вас тут ваще не стояло!”

Гонка эта родилась на обломках большой обиды. В середине 20-х годов прошлого века богатые молодые дворяне из Брешии Аимо Магги и Франко Маццотти были смертельно оскорблены фактом, что их родной город лишился Гран-при Италии: тогда организаторы предпочли Монцу.

– Черт с вами, – ругнулись графья. – Мы устроим наш собственный Большой приз!

Без проволочки кинули клич, скинулись на призовые и проложили ставший легендой безостановочный, слегка напоминающий восьмерку маршрут из Брешии в Рим и обратно. Над звонким названием для гонки и думать не пришлось. Раз дистанция составила порядка 1000 миль от звонка до звонка, то под этой вывеской на итальянском языке – Mille Miglia то бишь – ей и суждено было прославиться на весь мир.

Jaguar vs Mille Miglia
Стремительная внешне Lancia Astura Sport на финише была лишь 167-й

Поначалу тут гоняли исключительно итальянцы, преимущественно на итальянских же машинах. Но с ростом известности к апеннинскому безумию стали присоединяться и иностранцы – топ-пилоты из Германии, Англии, Франции. Равно как и топ-бренды довоенной Европы: от BMW и Bugatti до Lagonda и Talbot.

БЕЗУМЦАМИ «МИЛЛЕ МИЛЬЯ» СЛАВИЛАСЬ С САМОГО ПЕРВОГО ДНЯ СВОЕЙ ИСТОРИИ

О’кей, но где здесь безумие? Извольте. Сегодня это кажется абсурдом (тогда, впрочем, нормой), но на время гонки, проходившей по дорогам общего пользования, движение по ним не перекрывалось. Это и технически было почти неосуществимо: попробуйте-ка зараз сорганизовать столько итальянцев! Но главное, это ведь так по-мужски и вообще круто: валить на все деньги, не зная, что тебя ждет за следующим поворотом – упавшая на бок арба, козье стадо или выкопанная зрителями яма?

Jaguar vs Mille Miglia
Только не сломайте ее, парни! Этот FIAT 500A Sport финишировал 28-м

И если бы сумасшествие Mille Miglia ограничивалось только этим! В адреналиновом угаре “1000 миль”, как под галлюциногенами, теряли рассудок даже самые хладнокровные и разумные. В 1954-м, к примеру, жару поддал такой рассудительный парень, как Ханс Херманн. Захлебнувшись в волнах гоночного азарта, немецкий пилот решил... не тормозить перед опущенным шлагбаумом на железнодорожном перее зде. Он просто крикнул штурману: “Пригнись!” Приземистый Porsche 550 Spyder лишь чудом проскочил и под барьером, и перед несущимся поездом...

Впрочем, так везло не всем и не всегда: за тридцатилетнюю историю “Милле Мильи” здесь сложили голову 56 пилотов и болельщиков. Но после трагедии 1957 года, когда испанец Альфонсо де Портаго, упрямо отказывавшийся останавливаться для смены резины, схватил-таки прокол и улетел в толпу на обочине, убив себя, своего штурмана и девятерых зрителей, безумие наконец прекратили.

Jaguar vs Mille Miglia
Выслеживая жертву, Jaguar XK крадется в сочной траве

Легенда вернулась лишь через двадцать лет, но уже в виде исторической гонки. Или правильнее сказать, игрушки для богатых и знаменитых. Если раньше популярной среди пилотов всей Европы Mille Miglia делали предельная демократичность и щедрые призы, то причина расцвета исторического формата ровно в обратном: стартовать здесь и страшно дорого, и страшно сложно. Один стартовый взнос – сумма с большим количеством евронулей, а кроме того, к старту допускаются лишь те машины, которые принимали участие в оригинальной гонке. Не обязательно именно те самые экземпляры, но совпадение моделей и годов выпуска – это маст-хэв!

Jaguar vs Mille Miglia

И все равно многие пилоты, имеющие на руках адекватную технику и готовые платить, год за годом пролетают мимо Mille Miglia. Слишком уж много стало заводских и спонсорских селебрити-экипажей, которые, быть может, и не соответствуют пуристскому духу исторического Гран-при, но жизненно необходимы для его паблисити. В нынешнем году в одной только заводской команде Jaguar сияла целая плеяда разнокалиберных звезд: от актера Дэниел-Дэй Льюиса до моде льера Сальваторе Феррагамо-младшего.

Присутствие богачей, к счастью, не омрачает праздничного духа, которым буквально пропитана вся гонка. Итальянцы, известное дело, большие любители побездельничать. Особенно при хорошей погоде, в хорошей компании и с хорошей едой. Mille Miglia гарантирует совпадение по крайней мере двух слагаемых. Пусть с погодой нам в этот раз не повезло, все равно толпы местных жителей от мала до велика стекались к обочинам дорог, чтобы поприветствовать четыре с лишним сотни экипажей исторической гонки.

Jaguar vs Mille Miglia
Bugatti T37 Grand Prix

Для них нет большей радости, чем в ответ на одобрительное улюлюканье услышать хриплый и густой вопль выхлопа проносящихся мимо Jaguar D-type, Bugatti 35C или Fiat 508. Бескорыстная радость итальянцев – награда каждому участнику Mille Miglia: и гонщику, и автомобилю. Вас любят, вас будут любить, пока солнце сияет над плодородным и веселым Апеннинским сапожком.

ТЕКСТ: МИХАИЛ МЕДВЕДЕВ

Что скажете?

Комментировать 0