Ё-мобиль – есть первый драйв!

Самый хитовый проект нашего автопрома стал на шаг ближе к реальности. Каковы же его плюсы и минусы?
Самый хитовый проект нашего автопрома стал на шаг ближе к реальности. Каковы же его плюсы и минусы?

С тех пор как в начале 2010-го официально запустили проект создания ё-мобиля, страна разделилась на два лагеря: отчаянных оптимистов и отъявленных критиков. Первые искренне верили, что в России, наконец, появился автомобильный проект, которому по силам заткнуть за пояс АвтоВАЗ, вторые не сомневались – ничего из этой затеи не выйдет. Поговорят, поспорят, попилят да и разбредутся кто куда...

Прошло больше трех лет и проект «ё-Авто», наконец, сделал первый серьезный шаг от слов к делу. Если раньше мы могли лишь оценивать дизайн, щупать прототипы и выслушивать бравурные реляции, то в июле 2013-го Top Gear таки смог оседлать машину на букву ё!

Ё-мобиль – есть первый драйв!
Салон не тесный, а очень тесный. Качество пластика – так себе

Так что же? Кто оказался ближе к истине – оптимисты или критики? По-нашему так в этом напряженном поединке покамест фиксируется результативная ничья. И вот почему.

С самого начала проект «ё-Авто» завлекал общественное мнение целым букетом фантастических посулов. Среди прочего, выделялись подкупающе низкая цена – от 360 тысяч рублей и бескомпромиссно низкие эксплуатационные расходы, которые должен был обеспечить революционный (по-крайней мере, по мнению разработчиков) роторно-лопастной двигатель.

Ё-мобиль – есть первый драйв!
Бортовой компьютер по-русски. Еще обещают 4G-интернет и навигацию ГЛОНАСС

Что ж, про революцию можно забыть. Роторно-лопастной двигатель, который согласно изначальным планам должен был пройти комплексные ресурсные испытания еще в 2012 году, благополучно почил в бозе. По факту же силовым агрегатом ё-мобиля стала гибридная установка, состоящая из генератора, ДВС и суперконденсаторов. По сути перед нами самый простейший из существующих гибридов. Колеса не имеют механической связи с двигателем внутреннего сгорания, вращают же их электромоторы – по одному на переднюю и заднюю ось. Бензиновый 75-сильный FIAT лишь раскручивает генератор, когда суперконденсаторы, запитывающий электромоторы, разряжаются.

Надо ли говорить, что последовательный гибрид не слишком нов? По схеме «ДВС вращает генератор, тот переправляет ток на электромоторы, которые и крутят колеса» построены например... многотонные самосвалы БелАЗ, выпускавшиеся еще в прошлом веке, дизель-электрические локомотивы или хорошо всем известный Chevrolet Volt.

Ё-мобиль – есть первый драйв!
Главный дисплей ё-мобиля. Справа от спидометра – индикатор зарядки суперконденсаторов. Да, и максималка, кстати, не космическая – всего 130 км/ч.

Да и шут с ней с революцией. По-крайней мере идея последовательного гибрида не настолько фантастична, если не сказать абсурдна, как роторно-лопастные моторы. И главное – связка генератор/ДВС/суперконденсаторы на ё-мобиле работает.

Не без труда устраиваюсь в весьма тесном салоне ё-кроссовера, перевожу селектор в D, нажимаю на акселератор и машина, весьма надо сказать бодро, припускает с места. Да-да, в абсолютной тишине! Правда, практически сразу же после старта включается ДВС – на жаре заряда суперконденсаторов не хватает, ведь приходится обслуживать еще и кондиционер. При этом установленный под капотом 4-цилиндровый мотор, рассчитанный как особо подчеркивается, на работу в зоне максимально возможно КПД, ревет нещадно – уши закладывает. Зато при торможении кинетическая энергия весьма эффективно подзаряжает суперконденсаторы, так что в рваном городском темпе ДВС возможно придется вступать в работу не так уж и часто. Тогда-то, обещают организаторы, и станет возможным расход топлива на уровне 4 литров на 100 км.

Ё-мобиль – есть первый драйв!
Что сказать про дизайн? В целом, он скорее есть...

То что ё-мобиль едет – это уже неплохо. С другой стороны других хороших новостей не очень много. Увы, но пока как готовый продукт детище ОНЭКСИМа и «Яровита» не убеждает.

Окей, дизайн кузова еще туда-сюда, но интерьер производит унылое впечатление не только дешевизной пластика, но и крайней теснотой. Разочаровывает и жесткая подвеска – даже на стыках бетонки Дмитровского автополигона трясет так что пломбы вылетают. А уж сколько вопросов к безопасности... Несущий стальной каркас и пластиковые кузовные панели вовсе не эталон безопасности, как заявляют создатели, а решение родом из прошлого века. Неудивительно, что информации по краш-тестам ё-мобиля нет как нет.

Кроме того, в исконно-посконном русском автомобиле уже сейчас полно зарубежных компонентов – моторы из Италии, суперконденсаторы из Кореи... И дело не в квасном патриотизме, а в банальном удорожании машины.

Ё-мобиль – есть первый драйв!
Галерея светодиодов впечатляет, пожалуй, сильнее всего

О ценах пока, конечно, никто не говорит, но уж о 360 тысячах можете забыть. Скорее всего, в 2015-м когда по вновь отрегулированному плану начнутся продажи ё-мобилей, цена русского гибрида составит не менее 500-550 000 руб.

На заре всеобщего увлечения проектом количество заказов на машину достигло нескольких сот тысяч машин. Но при почти двукратно повысившейся цене много ли желающих останется? В любом случае, выпуск разрекламированного народного гибрида едва ли пойдет ударными темпами. Максимальная мощность проекта – 40 тысяч машин в год и на эту цифру создатели выйдут дай бог к 2018 году. То есть ровно тогда, когда сборная Россия станет чемпионом мира по футболу...

Сдается, что худо-бедно ё-мобиль доберется-таки до конвейера, но станет отнюдь не символом заново рожденного отечественного автопрома, а очередной иллюстрацией до боли всем знакомой фразы: «Хотели как лучше, а получилось как всегда...»

Ё-мобиль – есть первый драйв!
Мы с Тамарой ездим парой...

Что скажете?

Комментировать 0