Гордон Марри: новый мировой порядок

Перед вами реклама на колесах. Реклама величайшей реформы автопрома после Генри Форда. Может быть, она состоится, а может, и нет…
Гордон Марри: новый мировой порядок
Перед вами реклама на колесах. Реклама величайшей реформы автопрома после Генри Форда. Может быть, она состоится, а может, и нет…

Гордон Марри – все тот же хиппи со старых фото­графий пит-лейна “Формулы-1”, только повзрослевший: нестриженые кудри, усы, а рубашки еще хуже моих.

Этот человек конструировал болиды Brabham и McLaren, а потом придумал формульный суперкар, а еще “МакМерс” SLR и LCC Rocket. Он трудоголик, типичный миссионер конструкторского дела, да с легкой сумасшедшинкой, как это бывает. Любит Боба Дилана, например, и гонки на тарантасах. Питает необъяс­нимую страсть к музыкальным автоматам и неистовое отвращение к тараканам и не устает это повторять.

И вот наконец перед нами плоды его, казалось бы, невероятнейшего проекта. Проекта микролитражки – бензиновый Т25 и его электрический собрат Т27. Итак, можем расслабиться. Они классные, добродушные, немного комичные и уже за одно это заслужи­вают аплодисментов. Рассудитель­нос­ти и благоразумия в них ни на грамм, и все же они невероятно привлекательны.

Гордон Марри: новый мировой порядок

Они – первая проба нового метода производства, который Гордон назвал iStream. “Сконструировать мини-кар, в который поместятся трое взрослых, крайне трудно”, – говорит Гордон, как будто заранее оправдывая свой взгляд конструктора гоночных машин. На самом деле тачки эти довольно прикольные, хотя, конечно, немного непривычные. Но ведь то же самое целый век говорили и о соборе Гауди. И оказывается, “Ти-кары” необычны не только внешне. Вот несколько жизненно важных фактов. “Ти-кар” на 30 см короче Smart ForTwo. И на 60 меньше в ширину – с зеркалами. В бензиновом варианте весит на 200 кг меньше. Но в нем на одно место больше и багажник объемистее. А сто ить он будет гораздо дешевле!

“Ти-кар” можно поставить перпендикулярно тротуару, и он уместится в стандартный парковочный лот. Поскольку на паркинге сейчас платят за место, а не за автомобиль, придется ездить компаниями по три машины, чтобы было выгодно. Но все может измениться...

Гордон Марри: новый мировой порядок

Парковка на две трети дешевле? Беру сразу три!

“Мы на пороге коллапса дорожного движения, – говорит Марри. – Сколько уж об этом говорено...” “Ти-кары” – нечто вроде упреждающего удара, попытка облагородить супермикролит­ражку, сделать ее приемлемой, коль скоро на нее придется-таки пересесть, да еще и против своей воли.

Для вскрытия идеи Гордона Марри надо нажать кнопку на брелоке. Весь пере­док машины откидывается на петлях, вызывая в памяти кабину-фонарь Isetta, Bond Bag и другие попытки пробить колю­чую и толстую, как у каштана, скорлупу традиционного дизайна супермини. Это тоже экономит место на парковке, так как не требуется пространство для дверей.

С откинутым передком даже можно ездить! Смысла в этом нет совершенно никакого, но очень хочется – по той же причине, почему хочется надеть на голову бабу для чайника. Хочется и потому, что можно, и потому, что больше так никто не делает.

А если влипнешь в затор, можно открыть машину, встать на сиденье и обозреть пробку а-ля генерал-фельд­маршал Роммель.

Гордон Марри: новый мировой порядок

В закрытой машине очень уютно. Сидишь по центру, посадка идеальна. Перед тобой аккуратная передняя панель и руль, как у машинки на аттракционах. Ездить удобно, и никаких проблем с правым и левым рулем. Здесь тесно, как в кокпите какого-нибудь болида, но есть ощущение пространства, воздуха – окна огромные.

Пассажиры сидят сбоку и чуть сзади, как в McLaren F1. Казалось бы, машина для одиночки, а вышло гораздо лучше. С фотографом и редактором, сидевшими в машине, мы разговаривали без проблем. Они отлично видели дорогу впереди, а мне не надо было поворачиваться.

Навстречу едет Smart. Ха-ха! Жалкое зрелище! У тебя, дружище, гигантская нелепая тачила!

660-кубовый бензиновый мотор Т25 выдает всего 51 лошадку – на 13 л.с. меньше, чем мой медлительный Fiat Panda. Но мощность тут неважна. Ясное дело, автомобиль не быстрый, по крайней мере, по ТТХ. Но от скорости захватывает дух, потому что он маленький и легкий.

Гордон Марри: новый мировой порядок

“Малый вес – последняя из заветных целей автоконструкторов”, – сказал как-то Гордон. Вокруг этого Святого Грааля и строится концепция iStream. Легкий автомобиль, естественно, лучше разгоняется при данном объеме мощности, или ему требуется меньше топлива, если кому это важно. На самом деле все гораздо сложнее. Движение усугубляет эффекты большой массы, серьезной проблемой становится инерция – нежелание машины менять скорость и направление.

Легкому автомобилю можно не так сильно тормозить, диски и суппорты могут быть меньше, что уменьшает неподрессоренные массы. Поскольку легкий автомобиль охотнее поворачивает, то и шины могут быть уже. То есть меньше и легче колеса, что уменьшает неподрессоренную массу еще сильнее. А легкий автомобиль, у которого меньше инерция, можно сделать и безопас­нее – вопреки расхожему мнению.

И это еще не все. Легкость влечет за собой еще большую легкость, тогда как вес требует еще большего веса из-за противоборства эффектов, о чем сказано выше. Помните, кстати, что “Ти” весит на 200 кг меньше Smart? Это вес здоровенного мотоцикла, и для маленьких машин он означает огромного разницу.

Гордон Марри: новый мировой порядок

Не чудной тренажер, а голая рама “Ти-кара”

Но вот он перед нами: трехместный, заднеприводный, суперлегкий, этакий спорткар в своем роде. Это поздний прототип Т25, он пока еще без отделки. Кое-где поскрипывает, но это пустяки. Вот и поворот. Руль, вооруженный преимуществами легкого веса и любовью Марри к простым спортивным машинам, острейший. Поначалу кажется даже слишком чувствительным.

Поворачиваем. С виду кажется, что эта новинка сейчас позорно завалится на бок. Но акселерометр в заднице говорит, что этого не будет. Машинка едет чисто, обращаться с ней можно довольно резко, и в длинном левом повороте у меня даже получается намек на дрифт. Надо прекращать, иначе погублю свою репутацию.

Как жаль, что пока Марри поставил трансмиссию от Smart! Она откровенно отсталая. Все-таки “Ти-кар” – автомобиль рамный, поэтому можно ставить любой маленький мотор и коробку в пределах разумного. Первое, что приходит на ум, – моторы от мотоциклов. Мне кажется, Т25 отлично подойдет 675-кубовый трехцилиндровый мотор от моего Triumph Daytona, у которого к тому же очень шустрая коробка. Тогда автомобильчик будет фонтанировать энергией, как ментос в пепси-коле, и переключаться пулеметными очередями.

Гордон Марри: новый мировой порядок

Но может быть, автомобиль должен быть электрическим? Т27 более законченный, у него отличная отделка, миленькая голубенькая тряпочка и светло-серебристый пластик внутри. Электронные приборы особенно красивы, и нет никаких футуристических мулек. Марри расстроен назойливым воем двигателя, но мне он нравится. Он подтверждает мою отважную решимость прибегнуть к новой движущей силе – Его Величеству Электричеству. Для переднего и заднего хода – одна ручка: ты вмиг попадаешь на пульт управления “Энтерпрайз”. Ух ты! Скотти, она потянет!

Водить “Ти-кар” приятно еще и потому, что он похож на скутер. Этакий карт-бланш презреть набившие оскомину условности правил маневрирования и езды по полосам, которые сковывают владельцев полноразмерных машин. В городе есть места, где “Ти-кар” может найти себе выделенную полосу. Соблазн невероятно велик: проскочить посреди дороги и встать на светофоре впереди всех! И на тебя даже не обидятся – настолько автомобильчик забавен.

Гордон Марри: новый мировой порядок

Это по-настоящему умные маленькие машинки, которые миновали все ловушки: не строят из себя праведников и не извиняются за то, что они машины. Они – подлинное самовыражение инженера и его тщательно подобранной команды специалистов (чудаков и ботаников), а не циничный выхлоп любующихся собой клоунов-реформаторов и автомобильных фэшионистов. На этих машинах только буквы и цифры, как на гоночных болидах и истребителях. А не лицемерные имена вроде iQ, Smart или... Будущее Иисуса.

Эти машинки очень маленькие, но во многом самые радикальные. Хотите такой? Если хотите, берите прямо сейчас. Есть только одно “но”: придется купить целый завод.

ТЕКСТ: ДЖЕЙМС МЭЙ

ФОТО: ДЖАСТИН ЛЕЙТОН

Что скажете?

Комментировать 0