Экспедиция Файнса: самый ледовый поход

Сэр Ранульф Файнс совершит зимний переход по Антарктиде в сопровождении двух тюнингованных бульдозеров. Пора и нам в дорогу…
Сэр Ранульф Файнс совершит зимний переход по Антарктиде в сопровождении двух тюнингованных бульдозеров. Пора и нам в дорогу…

Удивительно, сколько понадобилось времени, расчетов и тяжкого труда для того, чтобы оказаться в глубине белой пустыни. Стоит, наверное, немного рассказать о том, что происходило до того, как я сел писать эту статью в нашей “палатке со всеми удобствами” в Антарктиде. В самом суровом, однообразном и опасном месте на Земле. Итак…

Идея пересечь Антарктиду зимой родилась пять лет назад, когда сэр Ранульф Файнс и доктор Майк Страуд решили пройти весь континент (вдвоем, пешком) в тамошнюю зиму. Никто такого раньше не делал – путешествие невероятно трудное, физически и душевно. Зимой в Антарктиде мороз и ветер так жестоки, что спасатели и помощь к тебе просто не доберутся. Ты – наедине со стихией. Потребовались долгие переговоры, пока министерство иностранных дел не разрешило сэру Ранульфу пешую экспедицию. При жестком условии: он должен иметь с собой все необходимое для зимовки. Вот тут-то мы ему и подвернулись.

Получив разрешение, сэр Ранульф и его команда занялись поисками техники, которая смогла бы тянуть его караван по Антарктиде. Караван с едой, лекарствами и медоборудованием, научной лабораторией и топливом – все это для того, чтобы экспедиция смогла пережить жестокую антарктическую зиму. Температура в это время там может ­доходить до –90° С. Да, все действительно так сурово.

Экспедиция Файнса: самый ледовый поход

Команда долго и тщательно ковырялась в различных типах машин со всего мира и наконец остановила свой выбор на бульдозерах Caterpillar. Решено было обратиться к Finning – самому крупному дилеру Caterpillar в мире. После долгих дискуссий о том, какая техника подойдет лучше всего, команда экспедиции и Finning пришли к выводу, что всем параметрам лучше всего соответствует пара Caterpillar D6N. С водителем-инженером в каждом: бесстрашным канадцем Спенсером Смерлом и вашим покорным слугой. Сами же бульдозеры – как доктор прописал: не чересчур большие и не маленькие.

Машины эти во всех отношениях надежные, но зная, где им предстоит работать, мы не могли ­полагаться на базовую комплектацию. Finning ­получил задание оснастить D6N кучей допоборудования. И наши два бульдозера – мы их назвали “Странник” (мой) и “Искатель” (Спенсера) – стали ­единственными в мире подобными машинами со ­специальной антарктической подготовкой.

Экспедиция Файнса: самый ледовый поход

Главная ее фича – “рука” для прохождения трещин. Если машина все же угодит в широкую расселину, то “рука” поможет подняться. Кроме того, “рука” ­работает как кран и крэдл для георадара: радар будет обнаруживать трещины, и мы сможем переходить их в самом узком месте. Очень не хочется застрять кверху гусеницами посреди Белого Безмолвия...

Кроме того, на Страннике и Искателе стоят ­генераторы с гидроприводом, которые дадут “­бесплатное” электричество для нашей мобильной бытовки и лаборатории. Генераторы вырабатывают 20 кВт: это стандартные модели Extec для нефте- и газодобытчиков. Они герметичны и неубиваемы. Двигатели, трансмиссия и баки гидравлики оборудованы подогревом. Он поможет не остыть сердцам двух D6N. На крыши приторочены тенты, которые можно в любой момент развернуть над машинами – паче чаяния придется ремонтировать их в плохую погоду. Походный гараж, если хотите.

Экспедиция Файнса: самый ледовый поход

В сентябре и ноябре 2012 года команда Finning ­колдовала над машинами день напролет и за полночь, чтобы успеть отправить их в Антарктиду на ледоколе “Агульяс”, бывшем полярном научно-исследовательском судне. Мы прилетели туда с остальными ­членами экспедиции, когда ледокол прибыл в Кейптаун.
Плавание на юг прошло без приключений, но вот мы добрались до плавучих льдов. Пораженные, мы с ужасом представляли, что может нас ждать… Корабль пробивался через ледяные скалы, взбираясь на огромные глыбы льда, обрушиваясь и снова ­поднимаясь. Где еще такое увидишь!

К мысу бухты Краун-Бэй мы прибыли через день после того, как достигли плавучих льдов. А потом началось самое интересное: корабль подошел к месту стоянки и начал таранить лед своим ледокольным носом, чтобы зацепиться за шельф. Вот мы зацепились, кран корабля заработал и опустил на лед одни сани и балок с лабораторией. Так мы расчистили место на палубе и проверили прочность льда. Дальше – “Снежинка”, наш маленький снегоход для небольших грузов, и потом сани для бытовки.

Наконец нас позвали: расчищено достаточно места и можно поднять “Странника” и “Искателя” из­ ­второго трюма, и выгрузить на лед. Сколько же мы ждали этого момента…

Экспедиция Файнса: самый ледовый поход

В пути нам не разрешали спускаться в трюм и ­заводить бульдозеры, потому что в том же трюме ехали несколько сотен тонн взрывоопасного топлива. Была реальная опасность зажечь по-топгировски – буквально. Теперь же нас пропустили, и мы со Спенсером спустились и сменили несколько ­фильтров: ведь машины не заводили больше месяца. Мы же не полагаемся на волю случая, как вы помните. Проверили уровни масла, перекрестились и завели двигатели для прогрева. И скоро Caterpillar можно было поднять на свет божий.

Я завороженно наблюдал, как из трюма появляется “Странник” – в целости и сохранности, если не считать небольшого задира на задней гусенице. Это корабль качнуло волной в момент подъема бульдозера. Как только Caterpillar поставили на лед, я перелез через борт и по трапу первый раз в жизни спустился на ледовый шельф. Приехали. Экспедиция началась. Забравшись в “Странника”, я устроился в кабине, которая станет моим домом на ближайшее обозримое будущее. Быстренько вспомнив все спецпереключатели, ручки и рычажки, я включил передачу – и вот первые несколько траков вцепились в лед. Еду по Антарктиде! Внезапно я понял: несмотря на открытые двери и люк, если эта штука сейчас ­провалится, это конец. Я-то просто окунусь в ледяное море, но как сказать парням из Finning, что их краса и гордость, над которой они трудились два года, ушла на дно Южного Ледовитого океана? Такие мысли неслабо бодрят. Слава Богу, все прошло хорошо, лед оказался прочным, и с разгрузочной площадки я ­доехал до безопасного места, где лед был еще толще. Тут мы смогли начать подготовку и впервые дать машинам работу.

Экспедиция Файнса: самый ледовый поход

Первые приготовления состояли в закреплении бульдозерных тентов и тентов для пункта связи и спутниковых антенн, чтобы их не сорвал бешеный антарктический ветер. Потом помогли разбить базовый лагерь. С этого дня мы занимались тем, что перетаскивали топливо и скарб наверх, чтобы в конце концов перевезти бытовку и лабораторию на ­верхнюю площадку. Работы было много. Каждый был чем-нибудь занят: и на борту (паковал оборудование для разгрузки), и на берегу (разгружал кран и укладывал наш скарб на сани). Потом мы приступили к мелкой работе в бытовке и лаборатории: налаживали освещение, заканчивали обивку, ставили тенты и теплоизолировали низ везде, куда могли добраться. Наконец мы закончили и поняли, что момент настал. Мы сделали все, что могли, чтобы автономно прожить следующие 12 месяцев.

Мы последний раз поднялись на борт “Агульяса”, на прощальную вечеринку. Обед из пяти блюд, вино, приподнятое настроение... Мы отлично провели время, а на следующее утро попрощались с кораблем. С ним и с нашими друзьями. Наблюдая, как корабль уходит вдаль, чуть не прослезились. Внезапно мы поняли, что теперь совсем одни на льду… Ничего не оставалось, как пойти в бытовку и выпить чаю с печеньем.

Экспедиция Файнса: самый ледовый поход

Следующим утром было много работы, ­и слава Богу. А днем мы поднялись на холм, где ­разбили лагерь для последних испытаний нашего ледового поезда. Пробовали тянуть весь поезд, ­готовились к восхождению на плато на следующий день, чтобы оставить там половину горючего. И только когда мы тронулись со всем поездом, я понял, как ­медленно мы будем идти. На такой скорости даже Джеймс Мэй заскучает…
Сейчас, когда я пишу, мы уже два дня идем к месту, где оставим топливо. За спиной 57 километров. Сегодня идет снег, и мы ждем, пока развиднеется. Неплохо, я выспался и даже повалялся в постели. Но впереди много работы, и я сомневаюсь, что в следующие месяцы мне удастся так поваляться еще. Следить за экспедицией и поддержать нас вы можете на www. thecoldestjourney.org и на www.togear.com. Мы со Спенсером по ­возможности будем развлекать вас рассказами и новостями. Пожелайте нам удачи!

ТЕКСТ: РИЧМОНД ДАЙКС
ФОТО: FINNING

Темы:

tripFiennes

Что скажете?

Комментировать 0