Зимний драйв: занос по Фрейду

Мы вновь заброшены в школу BMW. Но теперь – в Швецию, в Приполярье. Здесь преподают самый продвинутый драйверский курс под названием Fascination
Мы вновь заброшены в школу BMW. Но теперь – в Швецию, в Приполярье. Здесь преподают самый продвинутый драйверский курс под названием Fascination

Пройти этот курс может любой клиент BMW. Однако рекомендуется он тем, кто побывал на курсах попроще – вроде красноярской школы, о которой я рассказывал в прошлом номере. И, без учета авиабилетов, заплатить за “фасинейшен” придется €3850. Тренироваться вам предстоит на М3 в 92-м кузове – последней атмосферной “эмке”. Следующее поколение купе будет называться “четвертой серией”, а следующая “эмка” будет турбированной. Но пока – 4 безнаддувных литра, 420 лошадей, 400 Нм момента: этот мотор феноменально отзывчив. А еще машина обута в резину Lappi с 2,5-миллиметровыми шипами. Ехать по льду можно действительно быстро!

Но первые пару дней, говоря по правде, мне было сложно понять, что здесь “самого продвинутого”. Те же упражнения и примерно тот же подход, что и в других драйверских школах. Но на третий день пришло осознание – начались упражнения, к которым на кривой козе не подъедешь. Если опыта у вас недостаточно, можете пытаться исполнить такой трюк хоть целый день – но без всякой гарантии, что к вечеру его освоите. Были бы машины полноприводными, было бы проще: у полного привода нет критического угла заноса. Вы можете ехать в скольжении хоть задом наперед. Но здесь, на М3, приходится думать не только о технике, но и следить за точностью: малейший перебор – и разворот. А постоянная опасность разворота здорово бодрит!

Зимний драйв: занос по Фрейду
Зимний драйв: занос по Фрейду

Вот что впечатляет по-настоящему! M3 с каркасом, выпотрошенным салоном, ковшами и узенькими раллийными шинами с боевым шипом. Просто не верится, что на голом льду можно так быстро разгоняться, тормозить и так быстро проходить повороты!

Здесь, на севере Швеции, в самой настоящей дыре, работают правильные люди. Они говорят: “Отбрось алгоритм, экспериментируй! Рамки сковывают, лишают быстроты, ограничивают”. Я пробую. И теперь понимаю: можно ехать в две педали, тормозя левой ногой несколько раз на дуге, и при этом продолжать скользить. Иногда можно действовать и не по уставу – если это позволяет решить проблему с минимальными потерями или вообще без них.

Если вы запишетесь в школу зимнего вождения, то рано или поздно столкнетесь с движением в заносе по кругу. В Швеции я увидел настоящий круг. Я бы даже написал это слово с большой буквы, но не люблю шансон. Это был круг, на входе в который на моем спидометре маячило пугающее число 150. Разумеется, истинная скорость была ниже, поскольку на М3 спидометр привязан к ведущим колесам (в отличие от М6, например, где скорость на спидометре всегда реальна). Но адреналина было на все 150! Весь круг вы идете в заносе, совершая лишь минимальные движения рулем и газом для корректировки. Вы можете пройти его с критическим углом скольжения и рулем в упоре. Смотрится невероятно красиво! Это упражнение, на наш взгляд, самое эффективное для понимания природы заноса.

Зимний драйв: занос по Фрейду

Только не нужно думать, что это вам никогда не пригодится! Наработав рефлексы, вы почувствуете себя намного увереннее. В долю секунды сможете решить проблему, внезапно возникшую на дороге, и даже не вспомните, как вы отреагировали.

Мы часто слышим от людей очень смешные мифы о вреде обучения. Мол, “научитесь ездить, станете на дорогах дрифтить – людей поубиваете”, “если соблюдать ПДД, заносов не будет”, и апофеоз глупости – “в езде главное не умение, а стаж. Феттель хорошо едет в гонке, но в городе он лох”. Мы пони­маем, что тридцатилетний стаж езды на дачу помогает безошибочно включать радио на ощупь. Но сейчас мы о других рефлексах. Надеемся, вы уловили, где тут суть. И согласитесь с нами в том, что единственная причина всех автомобильных аварий верно сформулирована лишь в протоколе ДПС: “Не справился с управлением”. Так учитесь! И непременно справитесь. Точно вам говорим.

ТЕКСТ: АЛЕКСЕЙ ЖУТИКОВ

Что скажете?

Комментировать 0