Валентино Росси

После многих лет успеха на двух колесах у “Доктора” пошла черная полоса. Восстановится ли он в этом году или в конце концов пересядет на автомобиль?

У Росси сегодня выходной. Его г­лянцевый черный моторхоум стоит в паддоке Монцы, окна занавешены. Будильник он не ставил. На кой он нужен, если утром у тебя под ухом, в шести метрах, зайдутся в непристойном хриплом гоготе три мощнейшие раллийные ­машины?

Сезон MotoGP закончился в Валенсии около недели назад. И у Валентино он был худшим. Росси так привык побеждать, что однажды остановился в ходе гонки, чтобы наведаться в кабинку придорожного туалета. А в другой раз подвез человека в костюме ­гигантского петуха. Но в 2012-м ничего подобного не было, да и в 2011-м, пожалуй, тоже.

Разговор пойдет о высочайшем мотоасе всех времен, победителе семи чемпионатов MotoGP, с 2002 по 2009 год. Потом он перешел из Yamaha к легендарным итальянцам Ducati. О таком союзе Италия могла только мечтать, но вскоре случилось несчастье: близкий друг Росси, Марко Симончелли, погиб в аварии на Гран-при Малайзии в 2011 году. Росси и еще один мотогонщик не успели ­увернуться и врезались в него.

Валентино Росси

Пончики на Монце

Возможно, это и повлияло на то, что происходит сейчас. Под конец сезона Росси и пять его лучших друзей отры­ваются. За рулем Fiesta WRC они будут участвовать в ежегодном ралли-шоу в Монце. Мы знаем, что Росси на ты и с автомобилем. Он тестировал Ferrari F1: поговаривали даже о его полноценном участии в гонках. Он пробовал себя в WRC – пришел 11-м в ралли Новой Зеландии в 2006 году за рулем Impreza. И он только что купил 458 Italia (желтое купе).

Понятно, что он совсем не напрягается. Проснувшись от звука выхлопных труб, он обегает гараж, широко ­распахнув глаза, и здоровается со всеми: “Привет, привет, привет…” Но прежний ли это Валентино? Осталась ли магия? Неужели он бросит байки и пересядет на болиды? Вот об этом мы и поговорим…

TG: Вот, значит, какой у тебя выходной, Валентино?

Росси: Да-да. В конце сезона мы всегда едем на гонки. Монца – одна из самых веселых недель сезона. Настоящая гонка, само собой, но здесь весело. Это моя жизнь. А тут особый случай: мы будем соревноваться друг с другом на одинаковых машинах.

TG: Что лучше: проходить поворот на байке или на машине?

Росси: На байке адреналина больше. В машине все иначе. Ты, может, едешь и быстрее, но эмоций больше в мотогонке. И физически на автомобиле не так тяжело. Байк требует больше усилий. Вот только болиды “Формулы-1” не в счет. После болида у меня болела шея. Невероятно, очень тяжело.



ПРИКРОЙ ТЫКВУ

У Росси шлемов больше, чем у армии викингов. Это только самые лучшие…

TG: Ты только что подписал контракт с Yamaha на два года в MotoGP. Но тебе в феврале стукнет 34. У тебя нога сломана, и плечо прооперировано. Не пора ли завязывать с мотогонками?

Росси: Может быть. У меня двухлетний контракт, и в течение этих двух лет я пойму свой уровень, посмотрю, могу ли я составить конкуренцию и победить в гонке. А потом решу. Но я знаю, что когда закончу с мотоциклами, пересяду на машины. Может быть, поучаствую в ралли и в нескольких гонках GT3.

TG: Достаточно ли ты набил руку, чтобы участвовать в гонках?

Росси: Да, вполне. После двух таких тяжелых сезонов с Ducati мне было сложно обрести мотивацию. Но я всегда стараюсь выкладываться на 100%. К несчастью, результаты у нас не очень. Были хорошие гонки, но я жду не дождусь следующего года – думаю, будет интереснее и приятнее.

Валентино Росси

Эшторил-2004. В угаре попеды на пути к очередному титулу

TG: 10 лет назад, давая нам интервью, ты сказал, что бросишь гонки, как только перестанешь получать от них кайф.

Росси: В следующем году у меня будет мой байк, и я смогу на 100% понять свой потенциал. А потом решу. Но все равно у меня есть силы и энергия, чтобы продолжать – пытаться ехать очень быстро и побеждать моих соперников. Борьба – это здорово, но победа еще лучше.

TG: Что ты думаешь о Шумахере, которому уже за 40, а он еще участвует в гонках?

Росси: Его чемпионских титулов и побед у него не отнять. Он семикратный чемпион мира, один из ­величайших пилотов “Формулы-1”. По-моему, он ­сделал ­ошибку, остановившись, когда еще не был готов. Думаю, нужно продолжать, пока есть мотивация. Но вернуться в лидеры может быть сложно. И у Михаэля не было ­хорошей машины.

Валентино Росси

Страйк после победы в Гран-при Испании, 2007

TG: Правда, что ты как-то сказал: “Быть знаменитым – все равно что сидеть в тюрьме”?

Росси: К сожалению, ради славы нужно чем-то жертвовать. В какие-то моменты трудно, хотя есть и куча преимуществ. Иногда хочешь остаться один – а это невозможно. Но и хорошего много. Люди говорят тебе: “Валентино, ты крут!” Слава – это работа, в чем-то. Нужно всем улыбаться. Если не улыбаешься, ты полный болван, понимаешь?

TG: Чего ты больше всего боишься?

Росси: Получить травму. Это нормально. Все мотогонщики и пилоты знают, что спорт опасен, и каждый боится по-своему. Я ездил на острове Мэн и понимаю, почему люди его любят – он просто, блин, потрясающий. Но, к сожалению, слишком опасный. Да, мотогонщики – народ безбашенный, но предел все равно есть. Там каждая ошибка может стать последней. Даже когда давишь там на все 100, оставляешь место для ошибок. В автомобиле все по-другому.

TG: Тебя беспокоит твой возраст?

Росси: Очень беспокоит. Это то, над чем ты не властен – становиться старше непросто. Опыт тебя меняет, но это преимущество – им можно компенсировать лихачество молодости. Нельзя все время быть одним и тем же. Это нормально.

Валентино Росси

Сломав правую ногу, сел в седло через месяц, 2010

TG: Какой период в твоей карьере был самым трудным?

Росси: Вот эти два последних года. Было много неудач, а Италия и весь остальной мир ждали от меня успехов. Все ждут хороших результатов, а мы не можем их добиться... Мне очень важно преодолеть это и не оглядываться, не спрашивать себя: “А что если бы я сделал так или этак?” Уже ничего не сделаешь. Так ты остаешься сильным.

TG: А кто твой герой?

Росси: Многие мотогонщики. В молодости – Кевин Шванц и Джереми Макграт . Но я люблю спорт вообще. И мне нравится Майкл Джордан. Я знаком с ним, мы вместе погоняли в Валенсии по треку на BMW M5. Нас постоянно заносило и разворачивало. Ему очень понравилось!

TG: Одну автобиографию ты уже написал. Как закончится следующая?

Росси: А, вот ты про что. Для меня самая трудная ­задача – вернуться в лидеры MotoGP. И понять, могу ли я бороться за подиум, победы и титул чемпиона мира. Вот этим и кончится следующая книга. Кто круче всех? Кто-то говорит – Агостини , кто-то – я. Это уж сами решите. Я думаю, я в первой тройке, и мне этого ­хватает. Я хочу участвовать в гонках только ради вкуса победы, а не потому, что так я попаду в рекордсмены.

ТЕКСТ: ДЭН РИД

Что скажете?

Комментировать 0