Человек года: Сэр Ранульф Файнс

На лыжах по Антарктиде? Зимой? Для сэра Ранульфа Файнса, величайшего путешественника, это просто прогулка...

Летом, потягивая пиво на лавочке в парке, вспомните о сэре Ранульфе Файнсе. В самый разгар антарктической зимы он начнет пересекать на лыжах ледяной континент – в полярную ночь, 70-градусный мороз и штормовой ветер. В компании пятерых спутников он собирается стать первым человеком, пересекшим Антарктиду зимой. Даже для такого великого путешественника – испытание беспрецедентное.

За всю историю человечества никто и никогда не проходил больше 100 км по Антарктиде зимой. Файнс собирается пройти 3200 км. Но не в одиночку – на этот раз у него будет техника. Вот тут-то Top Gear и навострил уши: ведь речь идет не об обычных Land Rover.

Человек года: Сэр Ранульф Файнс

С ним пойдут Спенсер Смерл и Ричмонд Дайкс – два инженера из Finning, главного английского дилера производителя тяжелой техники Caterpillar. Еще пойдет врач (Роб Ламберт), главный проводник (Брайан Ньюхэм) и напарник Файнса Ян Прикетт. И они не просто пойдут, а проведут по пути множество научных экспериментов. Кроме прочего, они хотят измерить высоту ледяного покрова зимой – оценить влияние глобального потепления.

Получается этакая мобильная научная лаборатория. У них имеются два модернизированных гусеничных трактора (для нас с вами – бульдозера ) CAT D6N, два балка на лыжах (один жилой, а другой – лаборатория), запас еды на год (на случай, если застрянут) и немного топлива: 112 600 литров в больших цистернах-заправщиках на прицепе. Единственное, что не придется везти, это воду. Они просто будут топить лед, благо его в Антарктиде хоть отбавляй.

Человек года: Сэр Ранульф Файнс

Колоссальное предприятие, и Файнсу есть о чем беспокоиться. Как ни странно, он переживает не из-за людей: “Главное мое опасение касается сварки (швов на машинах). Из всей команды я меньше всего понимаю в технике и поэтому больше всего за нее переживаю”. Никто еще не испытывал такую технику при -70° и ниже. Самая холодная морозильная камера на Земле может создать только 50° мороза. Английское научно-исследовательское общество BAS пользуется техникой CAT при аналогичных температурах, но невозможно произвести испытания в условиях, схожих с антарктической зимой. Треснет что – и последствия могут оказаться фатальными. Но Файнс и его команда попытаются.

«ЕДЫ У НИХ НА ЦЕЛЫЙ ГОД – НА СЛУЧАЙ, ЕСЛИ ПРИДЕТСЯ ЗИМОВАТЬ»



Бульдозеры испытывались многие месяцы, но модернизации, тем не менее, осуществлены небольшие. А значит, эта техника очень надежна. Топливо будет авиационное – у него самая низкая температура замерзания. Грунтозацепы на гусеницах на 30 мм длиннее, с 20-миллиметровыми шипами. Бокс для аккумулятора оборудован системой обогрева, а в самом бульдозере смонтированы три контура отопления. И у каждого бульдозера имеется гигантский спальник, чтобы укутывать машину на ночь.

Человек года: Сэр Ранульф Файнс

Однако никакая подготовка и технологии не помогут справиться с вековой непредсказуемой опасностью Белого Безмолвия – трещинами. Есть решение под стать, тоже древнее. Файнс и Прикетт будут идти в 30 метрах впереди колонны. Радар, который они понесут, будет передавать данные в кабины бульдозеров – это позволит объехать большие трещины. Другая проблема – остановка на подъеме. Придется расцепляться и затаскивать на вершину каждый прицеп, а потом возвращаться за другими. Вся сцепка слишком тяжела, чтобы вытянуть ее в горку с места. Ее надо толкать сзади, как большой поезд-товарняк. А так прицепы можно вытянуть только по одному. А вокруг полярная ночь и -70°. Не менее трудоемкая процедура будет повторяться каждое утро, чтобы тронуться. Придется выкапывать бульдозер из-под снега, а потом дергать им всю сцепку-колонну, чтобы сорвать ее со льда, к которому она примерзла за ночь.

Человек года: Сэр Ранульф Файнс

Не спешите разочаровываться от того, что Файнс не идет в одиночку. Сам он всю дорогу пройдет пешком, все 3200 км. А без техники его бы просто никто туда не пустил: МЧС там не дождешься. Самолеты туда не летают из-за ураганных ветров и мороза. Поэтому, если будет совсем невмоготу, им не останется ничего, кроме как укрыться в балках и надеяться, что генераторы и бульдозеры не подведут. В ситуации, когда ближайший город в 4800 км (это Крайстчерч в Новой Зеландии, кстати), их жизнь зависит только от техники. А если кто-то погибнет, то Смерл положит тело в пустую бочку из-под горючего. “Ну что ж, зато мороженое не испортится”, – говорит он с милым черным юмором.

Смотришь на этот бульдозер, слышишь слова Смерла, сказанные таким спокойным тоном, и понимаешь, что эти люди просто не такие, как мы. Файнс сейчас занят настолько, что тренируется всего раз в неделю. Ему скоро стукнет 69. Он ненавидит, когда ему приписывают некое геройство, и считает это научным и образовательным экспериментом (за их экспедицией будут следить 25 000 школ). “Зачем выходить на пенсию? Так я даже ближе к могиле”. Думаем, он придумал самый экстремальный способ скоротать старость.

ТЕКСТ: ПИРС УОРД, ФОТО: THECOLDESTJOURNEY.COM

Что скажете?

Комментировать 0