Виталий Тищенко о беспилотных автомобилях

Автопроизводители давно ищут способ научить свои машины обходиться без человека за рулем

Чересчур много шуму вокруг электричества. Электромобили просочились даже в нашу северную страну, надежно, казалось бы, защищенную от инноваций недостатком дорог и избытком дураков. Но и у нас теперь что ни день, то новость из розетки: то питаемые от сети гибриды, то электромаршрутные такси, а то и электрофургоны, которыми “Почта России” будет развозить свои, а вернее, наши отправления.

Ну, “Почта России” — это ладно. С ее понятиями о срочности дополнительные восемь часов на подзарядку почтальона — только миг между прошлым и будущим. Никто и не заметит. Смешнее другое: как говорят знающие люди, лишнего электричества у нас столько, что электролобби уже всерьез бодается с бензиновым за наши рубли за километр пробега.

Но нас-то высокие отношения сколковских с тюменскими не касаются. Мы-то, ничтожные рабы перегорающих лампочек и зарядных устройств для смартфонов и прочих гаджетов, несть им числа, чего суетимся? Кто сказал, что замена ароматного, голосистого внутреннего сгорания беззвучным потоком ничем не пахнущих электронов изменит лицо автомира? Просто дома будет занята еще одна дефицитная розетка, под ногами станет путаться еще один удлинитель, а “Электропром” наконец-то погонит энергию на Запад в обход Украины. Делов-то...

А между тем на свете с гораздо меньшей помпой творятся дела куда более судьбоносные. Еще прошлогодним летом в штате Невада был принят закон, с благословения автоинспекции допускающий на дороги общего пользования самоуправляющиеся автомобили. Первой такое благословение уже получила корпорация Google, далеко продвинувшаяся по пути беспилотного автомобилизма. Да и многие автопроизводители давно и упорно ищут способ научить свои машины обходиться без человека за рулем. То есть без меня или вас.

«ПОЛИЦЕЙСКУЮ ЭЛИТУ — СПЕЦПОЛКИ ГИБДД — ПРИДЕТСЯ РАЗЖАЛОВАТЬ В УЧАСТКОВЫЕ: НЕ СТАНЕТ РАБОТЫ И ШТРАФОВ»

И пока все идет к тому, что ждать этого нам осталось меньше десяти лет. Вот где молния с ясного неба! Вот где потрясение основ, которое не снилось не то что банальным аккумуляторам, а даже космическим топливным ячейкам, рулить и педалировать которыми по-прежнему должны живые люди. Стоит снять с баранки человеческие руки — и весь, а не только автомобильный мир опрокинется в совершенно иную реальность.

Последний раз такое случалось, когда на смену крестьянской лошадке пришел стальной конь, и тысячи конюхов, кучеров, кузнецов и коновалов остались не у дел. Судите сами: с лица земли исчезнут профессии таксиста, персонального и “трезвого” водителей. Кому нужен чужой дядя в кабине, если машина сама вернется в гараж из аэропорта? Отвезет ребенка в школу? В любое время подъедет куда угодно и вернет в семью отравленное алкоголем тело?

Запьют горькую безработные дальнобойщики и самосвальщики, курьеры и развозчики пиццы, придорожные и плечевые. Всадники пилотского Апокалипсиса — GPS, ГЛОНАСС и Интернет — оставят их без хлеба, зрелищ и прочих радостей жизни.

Полицейскую элиту — спецполки ГИБДД — придется разжаловать в простые участковые: совсем не станет работы и штрафов. Оскудеет бюджет — десятки тысяч свежеустановленных, но бессмысленных теперь спид-камер озверевшие экс-водилы безжалостно раскурочат на цветмет.

Шныряющий в зазорах трафика мотоцикл перестанет быть самым быстрым средством городского сообщения. Во-первых, дисциплинированный, не ведающий человеческой рассеянности, устали, ошибок и ДТП роботизированный поток поедет куда быстрее. А во-вторых, в нем совсем не останется зазоров. Ведомые умелой, как чемпион “Формулы-1”, и хладнокровной, как космонавт, автоматикой машины поедут бок о бок и бампер в бампер. Они же при этом друг с другом данными обмениваться будут, и тормозить-разгоняться от светофора до светофора, как один стальной многочлен.

А вечером у дома — представляете? Вы — юрк себе в подъезд, а ваша премудрая колесница еще полночи будет колесить вокруг, пытаясь найти место хотя бы на бордюре и опередить при этом десятки таких же пустых автоматических сомнамбул, наперебой тычущихся в редкие свободные паркоместа. Куда там Кингу с его олдскульными ужастиками!

Хотя нет: автоматы, в отличие от нас, между собой быстро договорятся. Обменяются, опять же, по блютусу и распределят парковки математически — по-честному, а не по-наглому или глупому. А за счет минимальных зазоров на ту же асфальтовую площадь машин влезет в полтора раза больше — опять сплошная выгода, равенство и братство...

Слушайте, вот я все это пишу, а у самого уже волосы дыбом, испарина и мурашки размером с кулак по всему телу. Потому что получается, что мы своим автомобилям только мешаем: куда ни кинь, а без человека за рулем ему же, человеку, будет лучше. Быстрее и проще — уж точно. Кто же устоит?

Хотя в уплату за этот новый комфорт нам придется отдать самое дорогое — нашу пилотскую страсть. Водительскую душу. Темперамент, амбиции, автоспорт, наконец — все уйдет в шредер. Ведь нет смысла тужиться и обгонять другого живого человека на треке, если знаешь, что робот легко сделает вас обоих. И мы в Top Gear прекратим дозволенные речи и заколотим ларек, потому что выбрать цвет обивки салона и модель аудиосистемы вы сможете и без нас...

Стоп, стоп! Нет, все еще не безнадежно. Может, у Google со товарищи ничего и не выйдет. А если все же начнет выходить... Что ж, тогда нам останется прожить последние десять лет за рулем так, чтобы за них не было мучительно стыдно.

А автоматика для начала пусть попробует обогнать нас на Нордшляйфе.

Темы:

Google

Что скажете?

Комментировать 0