Сэр Крис Хой

Сэр Крис Хой рассказывает о трек-днях, пиковом крутящем моменте и Jaguar F-Type

Прямо под рукой, в нижней части консоли в F-Type, торчит золотая кнопка. Сэр Крис Хой нажимает ее. И правильно делает. Злобный рявк компрессорного V6, многократно усиленный эхом студии, оглушает. Так же резко звук стихает.

“Упс, не ожидал, – в полной тишине произносит сэр Крис, чуть краснея. – Классный звук, а? – уже улыбается он. – Руль отличный. По-моему, важно, какой он на ощупь. Бывает, слишком велик или до “ушей” не достать… – и, скорчив недовольную гримасу, добавляет: – И здесь так необычно, чувствуешь себя в коконе. Да, конечно, это шаг вперед по сравнению с салоном XKR. И сиденья тоже приятные, – расправляет широкие плечи. – Хорошо, что он похож на концепт. Слышно что-нибудь о гибридном движке?”

Сэр Крис Хой (“просто Крис”) – величайший спортсмен-олимпиец Великобритании. В трех Олимпийских играх он получил шесть золотых медалей. И оказывается, он много знает о новом F-Type. Ну, он вообще-то посол марки и хорошо знаком с XKR: “В купе я мог запихнуть свой велик, без проблем, но вот только что впервые взял кабриолет. Мне так нравится, как он рявкает и стреляет выхлопом”. А еще Крис участвует в программе “Академия Спорта”. Там талантливые молодые атлеты могут общаться с великими спортсменами для вдохновения, мотивации, обретения опыта.

Новый Jaguar под стать Крису. Задние крылья F-Type чем-то напоминают мускул-кар, и Крис тоже мускулист. Метр восемьдесят, косая сажень в плечах, крепкий – разве это велосипедист? Скорее рэгбист-защитник. Но лишнего мяса нет – признак отличного атлета.

Сэр Крис Хой

А для машин в его жизни есть место? “Я нахожу для них время. Раньше я постоянно смотрел автогонки по телевизору, особенно когда ездил Макрей. Но с юных лет я много тренируюсь, у меня никогда не было времени по-настоящему оторваться на автомобиле. Только четыре года назад получилось, когда я поехал на трек-день в Бедфорд. Странное дело, я словно всю жизнь гонял по автотреку – захватило по самые уши!”

Суперзвезда велотреков ловит кайф на треке автомобильном? А что удивительного? Связь очевидна: Крис говорит, что дело в скорости, но человеку, который так долго увлекается одним делом, этого было бы мало. Дух соревнования? Да, но в обеих дисциплинах главное – делать одно и то же. Концентрируясь на маленьких победах и выигрывая тысячные доли секунды.

Есть ли параллели между велосипедом и автомобилем на треке? “Дело не в том, что на трек-дне оттачиваешь мастерство, и физические ощущения другие. Но и там, и там надо думать вперед. Посмотрите на велогонки – например, дисциплину кейрин – где гоняет сразу много народу. Всегда думаешь заранее, что будет через 20, 30 метров...”.

Сэр Крис Хой

“Я знаю, на что похоже. Несколько недель назад я летал на истребителе Typhoon – удивительно, как близки ощущения. То же самое, как в апексе поворота, та же перегрузка – только на велике ты без костюма – и то же самое чувство, адреналин скорости, на который ты подсаживаешься на велотреке, если скорости у тебя высокие...”

Вот откуда ноги-то растут... И что же, часто он ездит на трек-дни? “К счастью, мой тренер любит машины и понимает, как они поднимают настроение. Несколько товарищей по команде тоже ими увлечены. У Джейсона Кенни есть родстер Ginetta , и он, возможно, начнет участвовать в гонках в конце года. Мне бы тоже хотелось этим заняться, но на чем-нибудь не очень крутом, совсем маломощном, чтобы не найти проблем на свою задницу. Пусть даже в хилл-клаймб, мне просто хочется погоняться”.

Соревнование у него в крови: у Хоя и Кенни есть игра, когда им выпадает путешествовать вместе. “Скажем, €100 000, пять машин, 10 минут – начали. И ты прикидываешь на эти деньги: так, для трек-дня – взял бы эту тачку, на каждый день – эту, с прицепом – вот на этой...”

Не удивительно, что гараж мечты у него постоянно меняется. А как насчет настоящего автопарка? “В прошлом ноябре я продал свой Caterham R400, у меня из него локти торчали. И когда выворачиваешь руль в другую сторону, бьешь руками по коленям, и еще если у тебя пассажир, особенно кто-то из команды, жутко неудобно: он ведь таких же габаритов. Я купил другую машину, она не умеет так резать пятаки, в ней главное – скорость, точность и фокус...”

Сэр Крис Хой

Она стоит дома, в гараже, и Крис ездит на ней на трек – чаще всего на Оултон-Парк. “Я бы с удовольствием оставил все машины, если бы были место и деньги. Больше всего я жалею, что продал E46 M3 . Это была чудесная машина, но мне таланта не хватало, чтобы выжать из нее все на дороге”. Кстати, о дорогах. Один-два раза в неделю он на них тренируется (“это отдых, восстанавливает”) и пару раз занимается в зале (“Мы берем одно-два упражнения: приседания или дедлифт, поднимаем большой вес, но совсем понемногу, чтобы максимально укрепить мускулы”). Все остальные тренировки идут на велотреке. Бесконечно кружить по 250-метровому треку – разве это не скучно? “Нет. Мы делаем такие короткие скоростные броски, что нужно концентрироваться, да и сама скорость довольно опасна. За мотоциклом разгоняешься до 85 км/ч, всего в пяти-шести сантиметрах от него. И это бодрит”, – ухмыляется он.

Сэр Крис Хой

“А вот где настоящая скука, так это в аэродинамическом туннеле. Это очень важно, потому что можно серьезно улучшить время, но приходится жать педали в гоночной позиции, иначе будет неточно. То есть ты сидишь на кончике седла. В гонке так сидишь секунд 10-20, а тут по восемь часов в день. Испытываешь шлем, комбез, детали велика, посадку...”

И видно, сколько мощности ты развиваешь? “Да”. И..? “Пиковая мощность у меня 2500-2600 ватт, но ее держишь секунду, может, полторы. А чтобы развить ее, нужно быть в наилучшем ритме оборотов. Для пика нужно 120-130 оборотов”.



2600 ватт 700 Нм 85 км/ч Чем больше тяги, тем быстрее, правда? Так почему же чудесный новый F-Type быстрее, если сэр Крис развивает больше момента? Крутящий момент – это всего лишь вращающая сила. Хитрость в том, что его никогда не бывает в чистом виде, а всегда в контексте оборотов в минуту. Сэр Крис развивает 700 Нм при 2 об/мин. А компрессорный мотор F-Type – 450 Нм при 4000 оборотов. Он крутится в 2000 раз быстрее, чем педали сэра Криса. Здесь мы имеем эффект умножения крутящего момента, так как задние колеса автомобиля могут оттолкнуться от дороги с силой (2000 х 450/700 = 1289) в 1289 раз большей, чем у велосипедиста. Но в сравнении с нормальным человеком сэр Крис воистину супермен!

Переводим: Крис Хой развивает достойную мощность – 3,5 л.с. на 120 об/мин. Но это еще что. “У нас в лаборатории большой стенд, и у него две системы передач, связанные с огромным маховиком с педалями. Если давишь на педали всем весом, то он едва двигается. И мы делаем всего два оборота. Два оборота на максимальной мощности, потом останавливаемся и 20 секунд отдыхаем. В начале движения мы развиваем больше 700 Нм”.

Больше, чем у Ferrari F12 или BMW M5 твин-турбо. Вот это да! И как это влияет на разгон? “Ну, парень, который ведет нас на командном спринте , может проехать 100 метров за 8,9 с, с места до 60 км/ч разгоняется секунд за 10”.

«КРИС ХОЙ РАЗВИВАЕТ 700 НМ — БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОТОР FERRARI F12»

А сэр Крис? Ему 36, сколько он еще будет в форме? “У меня на носу пара небольших гонок и открытие велодрома в Глазго”. Хой слишком скромен, чтобы признаться, что арену Игр Содружества-2014 года назвали в честь него…

Но разве золото не стало бы отличным завершением славного пути? “Тело все решит. Я заметил, что с возрастом становится труднее восстанавливаться после напряженных тренировок. А мне нравится C-X75 . Думаю, придется крутить педали лет до семидесяти, чтобы купить такой”.

ТЕКСТ: ОЛИВЕР МЭРРИДЖ, ФОТО: ДЖО ВИНДЗОР-ВИЛЬЯМС


Что скажете?

Комментировать 0