Виталий Тищенко о городском шуме

Мегаполис круглосуточно атакует наш слух, и рокот моторов — главное оружие

Современный мегаполис постоянно атакует наш слух. Круглосуточно: на проспектах многократно воспетой попсовиками “Москоу-Невер-Слипс” можно на полчасика встать в пробке даже во втором часу пополуночи.

Гулко грохочут мосты под электричками и метро, лязгают железом вечные стройки, шипит и трещит электросварка, длинными очередями бьют отбойные молотки, отстреливаются одиночными кувалды гастарбайтеров. Оглушительно, бессильно рыдают-крякают сиренами и лают в мегафон намертво влипшие в патоку потока пожарные, “скорые”, полицейские и министр по делам молодежи (интересно, есть у нас еще такой?).

Будто разъяренные баньши, визжат и воют самоубийственно пронзающие трафик супербайки: “ииаАААаууу”... Обрушивает лавину свистящего грохота ползущий на посадку аэробус над головой. Из открытых окон не знающих кондиционера пятиэтажек и ВАЗов ухает электронный дымц-дымц и хрипит тюремная романтика.

Но все эти акустические всплески тяжелым, как бетонная плита, одеялом накрывает неумолчный рокот многих тысяч автомобильных моторов и многих тысяч катящихся шин – будто рядом мерно молотит в берег океанский прибой или ревет совсем уже близкий ураган. Хотя катятся все эти шины-моторы вяло – все больше стоят, урча на холостых и взревывая, чтобы проскочить десяток метров до светофора и до того, как в эту дырку впереди метнется кто-то из соседнего ряда. И нет спасения от этого вечного фона – уши все время замусорены им, будто ты живешь у Ниагары или на запиленной граммофонной пластинке...

Нет, говорите, спасения? Неправда!

Виталий Тищенко о  городском шуме

Но не потому, что лет через двадцать мы построим экологически-электрический рай на автомобильной Земле: если ученые парни не изобретут принципиально новых батареек, мы к этому времени скорее вымрем, массово отравившись отходами производства и утилизации батареек нынешних. Зато уже сегодня, сейчас и даже в России у новых автомобилей все чаще встречается система “стоп-старт”, которая сама глушит двигатель неподвижной машины и сама запускает его, когда машина собирается сдвинуться с места после отстоя на светофоре или в пробке. Чтоб не шумела, не жрала и не гадила впустую.

«ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ ДОРОГИ, ЗАПОЛНЕННЫЕ НЕПОДВИЖНЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ С ВЫКЛЮЧЕННЫМИ МОТОРАМИ?»

Да, знаю: для рваного московского ритма “дернулся-затормозил-встал-дернулся снова” эти системы в нынешнем виде не подходят категорически. Тут не успел заглохнуть, а уже пора заводиться. Стартер пашет беспрерывно, как дизель в Заполярье. Через четверть часа в машине начинает пахнуть жженой изоляцией и горелым сцеплением – и борьба за тишину и чистоту принудительно прекращается нажатием кнопки, вырубающей передовую систему нафиг. Но не Москвой же единой – хоть в нее и мечтает со временем переселиться вся страна!

Я всякий раз думаю об этом в каком-нибудь и без того тихом немецком городе. Когда сверхновая машина подо мной вдруг без предупреждения затихает на перекрестке, будто я, как юный чайник, забыл выжать сцепление, тормозя перед светофором. А вокруг еще много-много машин. И я представляю, что все они оборудованы системой “стоп-старт”, и все это автомобильное стадо будет ждать зеленого молча. А в пробке – представляете себе дороги, заполненные неподвижными автомобилями с выключенными моторами?

Виталий Тищенко о  городском шуме

Воспитанному на голливудских фильмах-катастрофах человеку сразу померещится, что случился кирдык вселенского масштаба – будто в живых остался ты один, а всех остальных скосил кошмарный вирус или угнали в рабство инопланетяне. Жуть! Тут как бы не затосковать обратно по камазовскому грохоту и чаду...

Но есть у этой луны и обратная сторона. Ну-ка представьте теперь, как в этой гробовой тишине прозвучит... скажем, 12-цилиндровый Ferrari, с лихой перегазовкой подкативший к хвосту неподвижной очереди. Это же все равно что громогласно пу... чихнуть в опере – в момент, когда оркестр смолк, а солистка переводит дух перед решающей колоратурой. Или с чувством, во всю луженую глотку исполнить “Пати фор эврибади” на кладбище в день Поминовения...

Боюсь, старики, младенцы и беременные женщины будут недовольны куда сильнее, чем сейчас, когда гром и стрельба хорошего автомобильного двигателя – всего лишь гребень вечной акустической волны, неустанно омывающей наши городские жилища. Аккомпанемент других моторов лишает отдельный звук неожиданности выстрела и энергии ядерного взрыва. Привычные к шуму дети даже не проснутся. А с наступлением тотальной тишины глушить придется и работающие движки – да так, что звуковое сопровождение активного драйва пилоту придется слушать через наушники. В формате mp3...

Так что, по-моему, лучше продолжать шуметь.

Особенно если главным источником шума будет ваш 12-цилиндровый Ferrari.

Что скажете?

Комментировать 0