Пуп Земли

Древний Шелковый путь привел нас в логово великого монгольского хана

У каждого народа есть своя карта мира — огромный пергамент с собственным наделом земли в центре и чужими лесами, полями и белыми пятнами вокруг. Но когда-то у пятой части планеты, от краев мира и до середины Европы, эта карта была общей. Начертал ее головорез в цигейке модного в средние века фасона — Чингисхан. И в центре той карты была Монголия.

В логово хана мы отправились караваном из девяти механических верблюдов. Шесть больших двугорбых Pajero, два быстроногих Pajero Sport и один вьючный L200. Цель — Хархорин, в окрестностях которого находятся руины древней столицы монгольской империи, города Каркорума.

Пуп Земли

Стартовав из Барнаула, направляемся в приграничный поселок Кош-Агач: оттуда уже рукой подать до границы. Наша таможня на переходе Ташанта не дремлет: она спит, обедает и отдыхает. Проезд открыт только в рабочее время и только по будням, а пропуск на ту сторону оборачивается несколькими часами разгрузочно-погрузочных работ и дотошным исследованием всех потрохов наших верблюдов. Хорошо, что они железные, а то бы их стошнило прямо на нейтральную полосу...

Пуп Земли

В центре мира со времен всемогущего хана ничего не изменилось. Здесь еще не испортили пейзажей, не перебили все зверье... и не построили дорог. То, что в Монголии называют дорогами, — это направления: наезженные колеи могут десятками идти рядом, извиваясь и петляя, пересекаясь и отбегая в сторону. Любой местный знает, что ведут они в одно и то же селение. А мы-то не знали... и скребли затылок на каждой развилке. И к& концу дороги проскребли в шевелюрах изрядные лысины.

Но самое интересное — то, что эти тропы-колеи оказались, по сути, платными! Да-да, при въезде и выезде из самых крупных поселков стоит шлагбаум, и специальный человек взимает дорожный сбор.

ВМЕСТО ЧАСОВ У МОНГОЛА - ЮРТА. ВРЕМЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ, ГЛЯДЯ, КАК СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ ПО ЖЕРДЯМ КАРКАСА

За световой день мы на своих 3-литровых пожирателях бензина с непривычки одолели всего 340 км. Будь под колесами асфальт, это расстояние можно было бы покрыть на ржавом велосипеде... На ночлег останавливаемся в городе Ховд. И впервые пробуем переночевать в настоящих юртах. Юрта заменяет монголу даже часы. Время определяют, глядя, как проникающий через дырку в потолке солнечный луч перемещается по жердям каркаса. А еще эти первобытные люди не расстаются с солнечными батареями — будто они у них от сотворения мира. И кстати, никакой сотовой телефонии. Связь только через спутник — круто!

Пуп Земли

Комфорт Mitsubishi Pajero превращает наше путешествие почти что в романтическую прогулку по Гайд-парку. Идиллия длится четыре дня, но внезапно заканчивается катастрофой. Один из Pajero Sport на хорошей скорости выносит из поворота, он цепляет колесами глубокую колею и несколько раз переворачивается... Хорошо, что все целы, пострадал только автомобиль.

К вечеру караван прибывает в Хархорин, он же Каркорум. В 1220 году Чингисхан выстроил этот город, чтобы искупать себя в роскоши: дань с покоренных земель цивилизованного Запада свозили сюда. Но всего через 44 года новый хан Хубилай пожелал поселиться в более мягком климате и перенес столицу Монголии южнее — в древний Пекин.

Пуп Земли

На следующий день мы уже в Улан-Баторе. Оказывается, кроме асфальтированных дорог нас тут ждет еще один сюрприз: мы попали в столицу Монголии аккурат накануне главного праздника всех монголов!

Наадам празднуют в каждом аймаке и сомоне, но большинство стремится провести этот день в столице. Улан-Батор бурлит, шумит и переполнен людьми так, будто мы в густонаселенном Китае, а не в пустынной Монголии. У подножия горы Богд-Хан-Уул рядом с аэропортом вырастает огромный палаточный лагерь, способный вместить всех жителей страны. А пробки на дорогах могут составить конкуренцию московским — только случаются они в 364 раза реже.

Пуп Земли
Пуп Земли
Пуп Земли

По-монгольски “наадам” — это “три игрища мужей”: состязания в борьбе, стрельбе из лука и скачках. Борцы соревнуются по олимпийской системе – с выбыванием, причем весовых категорий нет и победители прошлых лет могут выбирать себе в соперники кого угодно. Поэтому с новичками местные Голиафы расправляются за секунды: выглядит это как дрэг-рейсинг Bugatti Veyron и детского велосипедика. Зато как звучат титулы чемпионов! Победителю пятого тура присваивается звание Сокола, седьмого — Слона, девятого и всего соревнования — Льва, занявшему первое место вторично — Исполина, трижды чемпиону — Исполина Всего Мира, а занимавшему первое место четыре раза и больше — Исполина Непобедимого.

Лучники ничего интересного не придумали и просто стреляют по мишеням. И все ждут главного события дня — Больших Скачек. Только оказалось, что эти скачки — детские! Наездникам не более 12 лет: многие, наверное, еще боятся темноты. Для нас это как картинг, но на взрослых монгольских лошадях. Они так выносливы, что дистанция соревнований — не три круга по ипподрому, а 30 км по степи...

Пуп Земли

Зато наш пробег по той же степи исчисляется уже тысячами километров, а еще предстоит обратный путь. Хорошо, что двигатель Pajero сносно переваривает местный 92-й бензин. Но плохо, что его 178 л.с. груженому внедорожнику все же не хватает.

Правда, назад мы возвращались налегке — дань в виде запасных колес была уплачена.

ТЕКСТ: КИРИЛЛ КАЛАПОВ И КИРИЛЛ ОРЛОВ, ФОТО: КИРИЛЛ КАЛАПОВ

Что скажете?

Комментировать 0