Не дай ему растаять

Когда лед для “мохито” закончился, мы сели в машину и отправились в Лапландию

Впрочем, лед для напитков можно применять по-разному. Например, одна широко известная огненная вода тоже готовится на основе талого льда. Финского. Такая рекомендация нам подходит. Дней в десять уложимся! Глобальных вопросов перед нами встало целых три. На чем ехать, чем этот лед выпиливать и в чем его везти. Машину выбирали долго и даже почти подрались. Одни говорили, что надо ехать на “Вейроне” (быстрее вернемся). Другие утверждали, что лучше грузовика ГАЗ-66 для такой экспедиции не придумать. Сошлись на золотой середине. Быстрый, большой и вместительный, удобный для дальних поездок, дизельный, крутой и черного цвета. Range Rover Vogue V8 TDI. Финны оценят! Восьмиступенчатый автомат, 312 лошадей, и совершенно невообразимая куча электронных наворотов. Посмотрим, как все это проедет 4500 километров.

Наш маршрут лежит прямо из редакции в Москве до города Рованиеми, откуда мы продвинемся в поисках подходящего озера на север еще километров на 300, к маленькому городку Муонио, в котором живет всего 800 человек. На момент нашего старта в Скандинавии стояла такая же теплая и бесснежная зима, как у нас, поэтому найти лед мы могли только на самом севере. Почему озеро? Все просто: самый чистый лед можно добыть только из замерзшего озера. К тому же этот способ самый гуманный – других возможностей найти лед и не сесть в финскую тюрьму мы не придумали.

Ковырять прорубь ногтями, отверткой или пивной пробкой не особенно хотелось, поэтому мы разжились инвентарем посолидней - бензопилой, топором и молотоком. Зачем молоток – хрен его знает, но русская привычка везде брать его с собой еще ни разу нас не подводила!

Не дай ему растаять

Довольно быстро мы осознали, что везти гигантский кусок льда в машине затруднительно. Он может попортить обивку и – что еще ужаснее – растаять и залить всю восточную Европу. Выходов два: либо десять дней ехать с кондиционером и открытыми окнами, поддерживая отрицательную температуру, либо найти гигантский компрессорный холодильник, в который бы влезла огромная глыба льда, который был бы герметичен, вошел бы в багажник и питался бы от прикуривателя. Я настаивал на первом варианте, но холодильник мы все же отыскали. Оказывается, такие бывают! Только нормальные люди кладут в него продукты и свежепойманную рыбу, а мы будем пытаться довезти лед из Заполярья, из далеких глубин этой планеты, до самого центра Москвы, где отдадим его в теплые руки скульптора. И выпилим из него огромную бутылку – в честь нашей незабываемой экспедиции.

Не дай ему растаять

Когда я загружал все это в багажник, на секунду представил себе обратное прохождение границы. Черный “Рейндж” с бензопилой и гигантским холодильником, в котором лежит больше центнера льда... Если меня спросят: “Зачем вам это?”, я окажусь в тупике. Скажу правду – окажусь в психушке. А если врать, то что? “Коллега ушиб колено, и мы добыли немного льда, чтобы приложить к синяку. А если не поможет, отпилим ногу бензопилой на хрен...” Но, забегая вперед, скажу, что таможенники покорили меня своим хладнокровием. И ничего из придуманного мной не понадобилось. “Это у вас бензопила?” Я киваю. “А это холодильник?” Снова кивок. “А в нем что? Лед? Проезжайте”. Как будто перед нами границу уже прошли три фуры, забитые бензопилами и холодильниками со льдом.

Не дай ему растаять

До места мы добирались пять дней. Миновали Питер, Ювяскюля и Оулу, а снег все не начинался. Вокруг – зеленые поля с редкими домиками и плюс пять по Цельсию. С каждым днем наша задача все больше напоминала присказку “пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что”. Ибо в Лапландии нам предстояло отыскать даже лед, а просто зиму. А потом отломить кусок от ее ледяного сердца. И на пятый день нам повезло.

СВЕТЛО С 11 ДО 14. В ОСТАЛЬНОЕ ВРЕМЯ RANGE РЕЖЕТ ТЬМУ КСЕНОНОМ, НЕРВИРУЯ ПЕДАНТИЧНЫХ ФИННОВ

Зима началась за полярным кругом. Сначала – мокрым снегом и голым льдом вместо дороги. И с каждым километром она закручивала свои холодные гайки все сильнее. Еще вчера мокрое от дождя шоссе сегодня становится сущим катком. Если не среагировать вовремя, можно улететь с дороги восвояси. Благо, электронику нашего Range Rover можно перевести в снежно-ледяной режим. Машина летит по трассе, будто под колесами чистый асфальт. Затем ты останавливаешься по нужде, открываешь дверь, становишься на дорогу и падаешь. Потому что там чистый лед. И только ударившись башкой, начинаешь ценить труд инженеров Land Rover.

Не дай ему растаять

Но главная проблема в Заполярье – не гололед и не люди, которых бесят ксенон и большие машины. А олени. Им абсолютно по барабану, едет на них машина или нет. Они выходят на дорогу тогда, когда им этого захочется, а дальше – как повезет. Я быстро приноровился бить тормоз в пол при виде этих зверюг и останавливался аккурат вовремя. Кроме одного раза по пути назад. Он шел по нашей полосе. Навстречу ехала машина с дальним светом, а финны, надо сказать, переходят на ближний только тогда, когда ты уже ослеп. Оленя я увидел в самый последний момент: затормозить мы не успевали. Короткое торможение, выезд на встречку, стабилизация, и резко в свою полосу. Теперь я знаю, что такое лосиный тест. Точнее, олений. Вся накопившаяся усталость испарилась мгновенно. Адреналина в венах – больше, чем крови...

Не дай ему растаять

И вот мы на озере. Здесь так тихо, что фырканье дизеля кажется рокотом бомбардировщика, летящего уничтожать города. Задача – выпилить огромный кусок льда, упаковать его в холодильник и довезти до Москвы. Даже не знаю, что из этого сложнее. Глаза, конечно, боятся. Но руки уже заводят бензопилу. Финны – не то что мы: свою природу любят и лелеют. И даже в бензопилы льют смазку на растительной основе, чтобы не загадить окружающую среду. Но у нас из растительного происхождения с собой были только волосы, поэтому залили в пилу что Бог послал - моторное масло и 92-й бензин, который в Финляндии не продается.

Не дай ему растаять
Не дай ему растаять
Не дай ему растаять

Как заметил наш гид, которого мы отыскали в этих краях, если хочешь достать немного льда, придется намочить свою пилу. Когда выпиливаешь лед, брызги летят на штаны и моментально замерзают. По поверхности озера гуляет ветер температурой примерно минус 15. Толщина ледяного покрова – 19 сантиметров. Для того, чтобы человек мог ходить по воде аки посуху, достаточно всего пяти. А чтобы безбоязненно ездить по озеру на снегоходе, желательно дождаться 15-ти. На лед нашей толщины можно выехать на легковушке. Наверное...

Добытую глыбу льда мы распилили надвое. Он влез в холодильник так, будто создавался специально для него. Холодильник, кстати, вещь! Может держать до –18 градусов. Но поскольку он негерметичен, а на улице не всегда достаточно морозно для сохранности нашего бесценного льда, может возникнуть проблема. Хорошо, что у финнов обычно холоднее. И для зарядки аккумуляторов почти на каждой финской парковке предусмотрены торчащие из земли распределительные щитки, у которых внутри две розетки на 220. Даже если этот щиток в лесу под кустом, можете быть уверены: он работает. Так, днем от прикуривателя, а ночью от розетки, мы и питали наш холодильник электричеством.

Не дай ему растаять

И лед добрался до Москвы абсолютно целым. А вот наш кошелек немного ободрали. За 20 километров до границы с Россией я обогнал местного жителя, слегка превысив скорость, что очень его задело. Житель стал моргать дальним, а через несколько километров в глухой безлюдной деревушке вдруг нарисовался полицейский патруль, явно дожидавшийся нашего прибытия. Настучали… Позволив нам проехать мимо, полицейский Multivan пристроился в хвост, а через пару километров скомандовал: “К обочине!” Превышение в 34 км/ч господа полицейские оценили в €270. Поэтому вот что мы вам скажем: если вас вдруг обгонит черный Range Rover, не спешите звонить в полицию. Возможно, парни просто торопятся. Лед тает!

ТЕКСТ: АЛЕКСЕЙ ЖУТИКОВ, ФОТО: КИРИЛЛ КАЛАПОВ

Что скажете?

Комментировать 0